Вернуться на главную страницу сайта

О себе
Фамилия
Мои наставники и любимые учителя
Научная работа
Мои достижения

Достижения моих учеников

История 

Обществознание

Самароведение

Материалы моих учеников

Уголок школьного юмора

Внеурочная деятельность «Исторические головоломки»

Школьные внеурочные мероприятия

Интеллектуальные игры

Марафон «Вехи истории»

Интегрированный проект «Честь имею»

Летняя многопрофильная школа «Пирамида»

 

Ассоциация на момент создания и сегодня
Ежегодные мероприятия САМП
Программа стажировок молодых педагогов
Взаимодействие с органами государственной власти, общественностью и СМИ
Деятельность САМП в 2013-2015 г.
Результаты работы. Наши партнёры
САМП в лицах
Неофициальная эмблема и гимн САМП

Образовательные стандарты:

Примерные программы:

Федеральный закон об образовании

Историко-культурный стандарт

Концепция Духонво-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 Об утверждении федерального перечня рекомендуемых учебников

Профессиональный стандарт педагога

ФГОС ООО

ФГОС С(П)ОО

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Задание № 29

Что такое эссе по обществознанию и как его писать?


     Эссе – очень важная составная часть единого государственного экзамена по обществознанию, которая даёт успешному выпускнику 5 первичных баллов из 62 возможных.

Как написать эссе по обществознанию?

"Нулевой этап": выбор темы

    "Нулевой этап" работы над эссе представляет собой выбор темы. Вообще для наиболее эффективного распределения времени на экзамене я рекомендую при получении пакета контрольно-измерительных материалов первым делом ознакомиться с вопросами второй части (бывшая "часть С", то есть вопросы для развёрнутого ответа) и в том числе выбрать тему эссе. Задания второй части ориентированы в первую очередь на умение привести аргументы и примеры в защиту какой-либо точки зрения, поэтому чем больше времени выпускник будет обдумывать их, тем более качественный ответ он даст. Просмотрев задания второй части, нужно приступать к заданиям первой части, но при этом мысленно подбирать необходимые примеры и аргументы для заданий второй части.
    Итак, как выбрать тему для написания эссе? Советы просты:
     - выбирать нужно тему, в которой у выпускника есть достаточные обществоведческие знания (в первую очередь - знания терминов);
     - выбирать нужно тему, которая интересна выпускнику.
    Опыт проверки ЕГЭ по обществознанию показывает, что чаще всего (практически в 90% случаев) выпускники выбирают темы из раздела "Социология, социальная психология". Действительно, социологический материал - один из самых простых в курсе обществознания, но с цитатами из этого раздела нередко возникают трудности.
    Часто выпускники выбирают цитату из раздела "Философия", рассчитывая, что при ее раскрытии будет достаточно пространных и весьма абстрактных рассуждений. Такой подход основан на неправильном понимании сущности философии как науки и чаще всего приводит к низкому или нулевому баллу за эссе. Нужно чётко понимать, что философия - это не умозрительные размышления о жизни, а наука, которая вырабатывает понятийный аппарат и методы познания для всех остальных наук. Именно теме познания чаще всего освящены цитаты, помещённые в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию в раздел "Философия". А познание - один из самых трудных для освоения выпускниками разделов курса обществознания.

_

Написание эссе

    Выпускнику следует понимать, что жанр эссе понимается по-разному на экзаменах по различным предметам. Критерии эссе по обществознанию и, к примеру, по английскому языку различны: в эссе по обществознанию не нужно считать слова и пр. Поэтому первым делом следует внимательно прочитать критерии оценивания эссе по обществознанию, которые содержатся в демоверсии экзамена, ежегодно выкладываемой на сайте ФИПИ (отдельным файлом критерии эссе из ЕГЭ 2015 г. можно скачать здесь). Максимальный первичный балл за эссе составляет 5 (из 62 максимальных первичных баллов за всю экзаменационную работу по обществознанию), и если изложить критерии оценивания простым языком, то распределение баллов происходит следующим образом:
    - 1 балл дается за правильную интерпретацию;
    - 1 балл за знание терминов по теме;
    - 1 балл за теоретическую аргументацию собственной позиции;
    - 2 балла за примеры, приведенные в доказательство выдвинутого аргумента.

    Соответственно этим критериям и следует выстраивать структуру эссе. Четкого порядка абзацев в эссе по обществознанию нет, но рекомендуется придерживаться следующей структуры:
    - абзац, содержащий интерпретацию и актуальность темы;
    - абзац, содержащий термины, связанные с выбранной темой;
    - абзац, содержащий собственную позицию и аргумент к ней;
    - абзац, содержащий примеры в доказательство приведенного аргумента;
    - заключительный абзац.
    Далее подробнее о каждом структурном элементе эссе._

1. Интерпретация

    Интерпретация - очень важный элемент эссе по обществознанию, поскольку при ее отсутствии или серьёзной ошибке в ней за все эссе выставляется 0 баллов. Именно поэтому рекомендуется начинать эссе с интерпретации, чтобы у проверяющего эксперта не возникало проблем с ее поиском в тексте эссе. Не следует начинать эссе с высказывания собственной позиции: соглашаться или не соглашаться с позицией автора можно только после того, как выпускник чётко определил о чём говорит автор, какова его позиция и каковы границы поднятой им темы.
    Задача интерпретации - своими словами объяснить смысл выбранного выпускником высказывания (цитаты). Несмотря на кажущуюся легкость задачи, с интерпретацией часто возникают проблемы.
    Советы к интерпретации:
    1) Минимально повторять слова автора (лучше этого вообще не делать) и максимально перефразировать его высказывание. К цитате И. Шевелева: «Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь» (из ЕГЭ-2015) недопустима интерпретация: «По мнению автора, моральные принципы закладываются в человеке с детства, а характер формируется всю жизнь». Она принесет вам 0 баллов за все эссе, поскольку, согласно критериям, ошибка в интерпретации или ее отсутствие не позволяет эксперту оценивать остальное эссе.
    2) В интерпретации необходимо перевести выбранное высказывание на язык обществоведческих понятий. Часто в приводимых цитатах их авторы простым или образным языком описывают события, явления и процессы, которым в обществознании даны научные определения. Надо уметь увидеть это. Например, к высказыванию П.С. Гуревича «Известно, что человек …нуждается в чувстве локтя, в принадлежность к семье, группе, социальному коллективу» можно дать следующую интерпретацию: «В данной цитате известный отечественный философ, социолог и культуролог П.С. Гуревич говорит о значимости социальных потребностей в жизни человека». Как видно из примера, автор имел в виду именно социальные потребности, но не употребил сам этот термин. Его-то и нужно выпуснику упомянуть в интерпретации.
    3) Интерпретацию выгодно формировать из двух частей: проблема или тема, которую поднимает автор, и его мнение об этой проблеме. Например, к цитате известного американского дипломата ХХ в. Г. Киссинджера «Глобализация уже привела не к новому мировому порядку, а к новому мировому беспорядку» можно дать следующую интерпретацию: «Автор касается проблемы последствий глобализации и утверждает, что она привела скорее к отрицательным последствиям, чем к положительным, а именно – приводит к мировому хаосу, росту конфликтов в мире». Как видно из примера, в данном случае соблюдена двойная структура интерпретации:

ТЕМА / ПРОБЛЕМА

МНЕНИЕ АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

«Автор касается проблемы последствий глобализации»

«Авторутверждает, что она привела скорее к отрицательным последствиям, чем к положительным, а именно – приводит к мировому хаосу, росту конфликтов в мире»

_    4) Как правило, все высказывания можно интерпретировать одним из четырёх следующих способов:_

ПРИЁМ

ЦИТАТА

ПРИМЕР ИНТЕРПРЕТАЦИИ

а) автор подчеркивает взаимосвязь каких-либо понятий/процессов/явлений

Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности (Б.М. Теплов)

В данном высказывании автор подчёркивает взаимосвязь между формированием способностей и деятельностью. Он считает деятельность одним из основных факторов развития способностей.

б) автор говорит о сущности понятия/процесса/явления

Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество (В.Г. Белинский)

В своём высказывании известный русский литературный критик и мыслитель XIX в. В.Г. Белинский касается сущности процесса социализации и его влияния на становление человека. По его мнению, в подлинном смысле человеком человек становится именно в процессе социализации, т.е. благодаря включенности в общество.

в) автор раскрывает признак (черту, особенность, последствие) понятия/процесса/явления

Реклама – ценный экономический фактор, потому что это самый дешёвый способ продажи товаров, особенно когда последние бесполезны (С. Левис)

В своём высказывании автор касается двух важных свойств рекламы: её экономичности и эффективности. По его мнению, благодаря этим качествам реклама является важным фактором формирования спроса вне зависимости от реальных потребностей потребителей.

г) автор раскрывает функцию понятия/процесса/явления

Лучший способ сделать карьеру – родиться в нужной семье (Д. Трамп)

В данном высказывании знаменитый американский миллиардер и медиа-магнат Д. Трам раскрывает социально-статусную функцию семьи, которая заключается в передаче детям богатства, статуса, профессии родителей. По мнению автора, семья является важным социальным лифтом.

_

     5) Интерпретация должна быть точной, то есть не выходить за рамки цитаты, не приписывать автору мысли, которые он не вкладывал в свои слова, но и не сужать мысль автора до только одного из ее аспектов.
    6) Лишним не будет проявить эрудицию и ненавязчиво, но грамотно показать эксперту свой уровень эрудиции, упомянув несколько слов об авторе цитаты. Главное - не сделать ошибки, поскольку, согласно критериям, фактические ошибки в эссе позволяют эксперту оштрафовать выпускника на 1 первичный балл (из 5).
    7) Следует понимать, что не бывает одной единственной верной интерпретации. К одной цитате можно привести несколько интерпретаций.

__

2. Актуальность

    После интерпретации желательно посвятить одно предложение доказательству того, что цитата автора, выбранная для написания эссе, актуальна, то есть остро стоит и в сегодняшний момент. Этот элемент эссе не является обязательным (поэтому не указан в критериях оценивания), но его наличие свидетельствует для эксперта об определенной коммуникационной и исследовательской культуре выпускника.

__

3. Термины

    Основной способ продемонстрировать владение теоретическими знаниями по теме - привести значение терминов, связанных с ней. Желательно привести значения минимум двух обществоведческих терминов по теме и посвятить этому второй абзац эссе. Такой абзац можно начать следующим образом: «Прежде, чем начать размышления по этой теме, необходимо определить значение основных терминов» или «Известно, что...» и дальше привести значения основных терминов. Например, к цитате «Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь» следует привести значение терминов мораль, характер, социализация.

4. Собственная позиция выпускника

    После определения поднятой автором темы, его позиции и основных терминов необходимо высказать собственное мнение. Желательно выбрать одно из двух:
    - согласие с позицией автора;
    - несогласие с позицией автора.
    Иногда выпускники выбирают позицию частичного согласия с мнением автора, но написать эссе в таком ключе - очень трудная задача. Как правило, выпускники путаются в аргументации и совершают другие ошибки, поэтому проще выбрать четкую позицию: поддержать мнение автора или попытаться оспорить его.

_

5. Доказывание собственной позиции

    Доказательство позиции выпускника состоит из двух частей: аргумент и примеры. Важно отличать одно от другого:
    - аргумент - мысль, логически доказывающая позицию выпускника;
    - пример - факт (описанное событие), доказывающий аргумент выпускника.
    На данный момент четко определены особенности приведения примеров в эссе по обществознанию:
    1) Допускаются примеры из трех сфер:
    - история;
    - литература;
    - современная общественная жизнь (экономические, политические, социальные и другие новости). 
    2) 2 первичных балла за примеры в эссе можно получить только в том случае, если приведены два примера из двух разных сфер: допустим, один пример из истории и один пример из литературы. Два примера из двух разных литературных произведений, два исторических примера или два примера из современной общественной жизни будут засчитаны как однотипные и принесут выпускнику лишь один балл из двух возможных. 
    3) Крайне нежелательны примеры из личной жизни или бытовые примеры из серии "в моей деревне", "в моей школе" и пр., поскольку такие примеры демонстрируют узкий кругозор и обыденный тип мышления выпускника, тогда как нужно продемонстрировать на экзамене научное мышление. Доказательство: "Первый пример - я... Второй пример - я... Третий пример - моя мама...", скорее всего принесет 0 баллов. 
    4) В эссе не засчитываются абстрактные примеры про гражданина N, город N или государство N
    5) Не допускаются примеры, содержащие фразы "кто-либо" "где-либо" "сделал что-либо". Пример всегда конкретен, поэтому выпускник должен вместо этих слов подобрать конкретные факты.
    Возможны два варианта построения доказательства:
    - минимальный: один аргумент и два примера к нему;
    - повышенный уровень: один аргумент и один пример к нему, второй аргумент и еще один пример ко второму аргументу. 
    Критерии оценивания эссе выдвигают обязательное требование только к количеству примеров (их должно быть не менее двух и, повторюсь еще раз, из двух разных сфер). Количество аргументов - свободный выбор выпускника. Как правило, выпускники выбирают первый из двух описанных вариантов построения доказательства: один аргумент и два примера к нему.

_

6. Заключительный абзац

    Заключительный абзац не оценивается в баллах, но свидетельствует об общей культуре выпускника, поэтому не следует им пренебрегать. Он придает эссе законченный вид. Заключительный абзац может включать:
    - подведение итогов аргументации («таким образом, я считаю свою позицию доказанной»);
    - возвращение к актуальности высказывания автора;
    - подчеркивание многогранности данной темы и множественности точек зрения на нее («Безусловно, высказанная мной точка зрения не является единственной. Поднятая автором проблема всегда обсуждалась, на нее существуют различные точки зрения, ценность которых определяется степенью их аргументированности»).
    Не следует признавать свою точку зрения единственно верной, не следует благодарить автора высказывание за что-либо.


Заключительные советы и замечания

    1. Нужно ли писать эссе?
    Безусловно, писать эссе необходимо, если выпускник рассчитывает не просто перейти порог и не получить «двойку», а нацелен на высокие баллы. Современная структура экзамена по обществознанию предполагает, что 43,5% баллов выставляется за первую часть (бывшие части А и В) и 56,5% за вторую часть (бывшую часть С). Эссе дает целых 5 первичных баллов - больше, чем любое другое задание во всем экзамене. При переводе в итоговые баллы эссе может "стоить" выпускнику 10-12 баллов из 100. Поэтому перебегать эссе для желающих сдать ЕГЭ на высокие баллы недопустимо. Но важно помнить, что эссе - достаточно трудное задание, к нему нужна серьезная подготовка. Написать эссе на 5 баллов из 5 невозможно, если на ЕГЭ делать писать эссе первый раз в жизни. Поэтому необходимо уделить значительное внимание тренировкам в написании эссе.

    2. Субъективный фактор, и как с ним бороться
    Важно понимать, что вторая часть экзамена по обществознанию (вопросы для открытого развернутого ответа) носит весьма субъективный характер, подвержена наибольшему влиянию человеческого фактора при проверке. Сколько экспертов, столько и мнений, поэтому бывают ситуации, когда за одно и то же эссе один эксперт выставляет 5 баллов, а другой - 0. Способом преодоления субъективности оценивания выступает множественная проверка работ: каждую работу выпускника проверяют минимум два эксперта независимо друг от друга, и при расхождении в 1-2 балла выставляется более высокая оценка (в пользу выпускника), а при расхождении в 3 и более баллов работа отправляется на третью проверку, результат которой и будет окончательным. Но и его можно попытаться оспорить на апелляции, хотя при этом следует помнить, что у апелляции может быть три результата:
    - отклонить;
    - удовлетворить с повышением балла;
    - удовлетворить с понижением балла.
    Поэтому задача выпускника - понимая неизбежность субъективного фактора, позитивно настроить эксперта к своей работе. Проверка экзаменационных работ выпускников проводится на следующий деть после ЕГЭ (в первой половине июня), и проходит либо один день, либо два дня. В первом случае эксперту необходимо проверить 5-6 пакетов (по 20 работ в каждом) за один день, а во втором - 3-4 пакета каждый день. Выпускнику нужно представить себя на месте экзаменатора: когда читаешь 80 эссе в день в жаре и под камерами, делаешь это очень быстро, и каждая мелочь может сказаться на итоговой оценке. Поэтому орфографические ошибки, ошибки в фактах, неразборчивый почерк, излишний объем работы при отсутствии глубокого содержания, эмоциональная заносчивость и прочие, казалось бы, мелкие недостатки «играют» против выпускника.
    Положительное впечатление о выпускника у эксперта могут сформировать:
    - проявления общей текстовой культуры (например, наличие в эссе предложения об актуальности, скромность самовыражения, наличие заключительного абзаца);
    - проявления эрудиции (например, показать знание личности автора высказывания, подобрать интересные примеры, использовать в эссе другие известные высказывания других авторов, называть учёных, внесший свой вклад в разработку выбранной темы и пр.);
    - умеренный объем эссе (не меньше половинки листа А4, но не желательно не более 1,5 страниц текста).
    - разборчивый почерк.

Практикум: цитаты и примеры эссе

    Здесь можно найти документ, в котором собраны цитаты, предложенные для написания эссе в реальном ЕГЭ 2014 г. Для тренировки нужно попытаться дать их интерпретации. Практика проверки ЕГЭ по обществознанию показывает, что некоторые цитаты повторяются в КИМах из года в год, поэтому не следует пренебрегать написанием эссе на темы предыдущих лет. 

 

    Здесь я прилагаю «рыбы» (предварительные планы) для трёх эссе на следующие темы:
  • «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф)
   • «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр)
   • «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б.М. Теплов)
   • «Только многопартийность может обеспечить процветание государства»
    Прежде, чем кликать на эти темы и смотреть «рыбу» эссе, попытайтесь сами написать собственные эссе на эти темы.

 

    В разделе «Материалы моих учеников» я прилагаю несколько наиболее удачных эссе по следующим темам (5 баллов из 5):
   • «Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу» (Б. Шоу)
   • «Лучший способ сделать карьеру – родиться в нужной семье» (Д. Трамп)
   • «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И.Т. Посошков)
   • «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое» (А. Карр)
   • «У богатого, свободного, образованного – одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного – другая» (Н.М. Амосов)
   • «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и другой» (И. Шерр)
   • «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев)
   • «...без полноценного усвоения традиционной грамотности компьютерная грамотность не может быть использована во всех своих возможностях, человек превращается в придаток компьютера» (И.А. Негодаев)
    Но сначала, увидев эти темы, попробуйте сами либо полностью написать эссе по ним, либо хотя бы дать интерпретацию и подумать над аргументом и примерами. Уже после этого откройте написанные эссе и сравните с собственным.

 

    В разделе «Уголок школьного юмора» можно найти несколько примеров «антиэссе» - самых неудачных вариантов из тех, которые я когда-либо проверял.

    Посмотреть советы к выполнению других заданий второй части (бывшего блока "С") ЕГЭ по обществознанию:

Вернуться к меню сайта