Вернуться на главную страницу сайта

О себе
Фамилия
Мои наставники и любимые учителя
Научная работа
Мои достижения

Достижения моих учеников

История 

Обществознание

Самароведение

Материалы моих учеников

Уголок школьного юмора

Внеурочная деятельность «Исторические головоломки»

Школьные внеурочные мероприятия

Интеллектуальные игры

Марафон «Вехи истории»

Интегрированный проект «Честь имею»

Летняя многопрофильная школа «Пирамида»

 

Ассоциация на момент создания и сегодня
Ежегодные мероприятия САМП
Программа стажировок молодых педагогов
Взаимодействие с органами государственной власти, общественностью и СМИ
Деятельность САМП в 2013-2015 г.
Результаты работы. Наши партнёры
САМП в лицах
Неофициальная эмблема и гимн САМП

Образовательные стандарты:

Примерные программы:

Федеральный закон об образовании

Историко-культурный стандарт

Концепция Духонво-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 Об утверждении федерального перечня рекомендуемых учебников

Профессиональный стандарт педагога

ФГОС ООО

ФГОС С(П)ОО

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Задание № 29

Что такое мини-сочинение ("эссе") по обществознанию
и как его писать?


     Эссе (точнее, "мини-сочинение") – очень важная составная часть единого государственного экзамена по обществознанию, которая даёт успешному выпускнику 2018 года 6 первичных баллов из 65 возможных (в 2017 году было 5 из 62, в 2018 году - 6 из 64).

Как написать эссе по обществознанию?

"Нулевой этап": выбор высказывания для написания мини-сочинения

    "Нулевой этап" работы над эссе представляет собой выбор высказывания, один (или несколько) аспектов которого выпускник будет раскрывать в своём мини-сочинении. Вообще для наиболее эффективного распределения времени на экзамене я рекомендую при получении пакета контрольно-измерительных материалов сразу ознакомиться с вопросами второй части (бывшая "часть С", то есть вопросы для развёрнутого ответа) и, в том числе, выбрать тему эссе. Задания второй части ориентированы в первую очередь на умение привести аргументы и примеры в защиту какой-либо точки зрения, поэтому чем больше времени выпускник будет обдумывать их, тем более качественный ответ он даст. Просмотрев задания второй части, нужно приступать к заданиям первой части, но при этом мысленно подбирать необходимые примеры и аргументы для заданий второй части.
    Выпускнику предлагается выбрать одно из пяти высказываний, которые условно разделены на социальные науки:
    - философия
    - экономика
    - социология, социальная психология;
    - политология;
    - правоведение.
    Итак, как выбрать высказывание для написания мини-сочинения? Советы просты:
     - выбирать нужно высказывание по теме, в которой у выпускника есть достаточные обществоведческие знания (в первую очередь - знания терминов, теоретического материала);
     - выбирать нужно высказывание по теме, которая интересна выпускнику.
    Опыт проверки ЕГЭ по обществознанию показывает, что чаще всего (практически в 90% случаев) выпускники выбирают темы из раздела "Социология, социальная психология". Действительно, социологический материал - один из самых "лёгких" в курсе обществознания (отчасти это правда, отчасти - распространённый у выпускников миф, поскольку в социологии много понятий, с которыми все сталкиваются каждый день, что формирует представление, будто об этих понятиях легко может рассуждать каждый), но с цитатами из этого раздела нередко возникают трудности.
    Часто выпускники выбирают цитату из раздела "Философия", рассчитывая, что при ее раскрытии будет достаточно пространных и весьма абстрактных рассуждений. Такой подход основан на неправильном понимании сущности философии как науки и чаще всего приводит к низкому или нулевому баллу за эссе. Нужно чётко понимать, что философия - это не умозрительные размышления о жизни, а наука, которая вырабатывает понятийный аппарат и методы познания для всех остальных наук. Именно теме познания чаще всего освящены цитаты, помещённые в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию в раздел "Философия". А познание - один из самых трудных для освоения выпускниками разделов курса обществознания.
     Нужно учесть, что раскрытие смысла выбранного суждения не обязательно тесно привязывать к той базовой науке, к которой оно отнесено (например, к социологии, социальной психологии, философии и т.д.). Несмотря на то, что темы условно отнесены разработчиками КИМ к конкретным социальным наукам, выпускник вправе раскрыть выбранную тему в контексте любой общественной науки или в контексте использования связей нескольких общественных наук. Раскрытие темы в контексте отличной от указанной в КИМ общественной науки не является основанием для снижения баллов или выставления 0 баллов. Также задание не требует объяснения выпускником объекта/предмета исследования базовой науки, особенностей используемых этой наукой методов. Наличие подобной информации не оценивается, а ее отсутствие не является основанием для снижения оценки. Таким образом, совершенно не нужно тратить время на то, чтобы прописывать в эссе определение социальной науки, к которой относится высказывание, описывать объект, предмет и функции этой науки и т.д.

_

Написание эссе

    Выпускнику следует обратить внимание на то, что жанр эссе (точнее, "мини-сочинения") понимается по-разному на экзаменах по различным предметам. Критерии и структура эссе по обществознанию и, к примеру, по английскому языку или по истории различны, в эссе по обществознанию не нужно считать количество слов, в нём оценивается содержание, а не литературно-эстетические обороты и эмоциональные призывы к чему-либо и т.д. Поэтому в первую очередь следует внимательно прочитать критерии оценивания эссе по обществознанию, которые содержатся в демоверсии экзамена, ежегодно выкладываемой на сайте ФИПИ (отдельным файлом критерии эссе из демоверсии ЕГЭ 2018 г. можно скачать здесь). Максимальный первичный балл за эссе составляет 6 (из 65 максимальных первичных баллов за всю экзаменационную работу по обществознанию), и если изложить критерии оценивания простым языком, то распределение баллов происходит следующим образом:
    - 1 балл дается за раскрытие смысла высказывания (т.е. за правильную интерпретацию);
    - 1 балл за раскрытие содержания обществоведческих терминов по теме;
    - 1 балл за теоретическую аргументацию собственной позиции;
    - 1 балл за отсутствие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений, рассуждений, выводов (корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений, выводов);
    - 
2 балла за примеры, приведенные в доказательство выдвинутого аргумента.

    Соответственно этим критериям и следует выстраивать структуру эссе. Четкого порядка абзацев в эссе по обществознанию нет, но рекомендуется придерживаться следующей структуры:
    - абзац, содержащий интерпретацию высказывания и актуальность темы;
    - абзац, содержащий термины и теоретические положения, связанные с выбранной темой;
    - абзац, содержащий собственную позицию выпускника и аргумент к ней;
    - абзац, содержащий примеры, доказывающие приведенный аргумент;
    - заключительный абзац.
    Далее подробнее о каждом структурном элементе эссе.

   Следует отметить, что лучше всё же переписать высказывание и обязательно указать его номер.
_

1. Раскрытие смысла высказывания (интерпретация)

    Интерпретация (раскрытие смысла высказывания) - очень важный элемент эссе по обществознанию, поскольку при ее отсутствии или серьёзной ошибке в ней выставляется 0 баллов за всё эссе в целом. Именно поэтому рекомендуется начинать эссе не с раскрытия точки зрения выпускника ("я согласен" или "я не согласен" с автором высказывания), а с интерпретации, чтобы у проверяющего эксперта не возникало проблем с ее поиском в тексте эссе. Не следует начинать эссе с высказывания собственной позиции: соглашаться или не соглашаться с позицией автора можно только после того, как выпускник чётко определил о чём говорит автор, какова его позиция и каковы границы поднятой им темы.
    Задача интерпретации - своими словами объяснить смысл выбранного выпускником высказывания (цитаты). Раскрытие смысла предполагает верное выделение одной или нескольких основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или формулировку тезиса в контексте высказывания, который требует обоснования.
    Несмотря на кажущуюся легкость задачи, с интерпретацией часто возникают проблемы.
    Советы по интерпретации:
    1) Минимально повторять слова автора (лучше этого вообще не делать) и максимально перефразировать его высказывание, но при этом не потерять смысл высказывания и искусственно не приписать ему смысл, которого в высказывании нет. Так, к высказыванию И. Шевелева: «Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь» (из ЕГЭ-2015) недопустима интерпретация: «По мнению автора, моральные принципы закладываются в человеке с детства, а характер формируется всю жизнь». Она принесет выпускнику 0 баллов за все эссе, поскольку, согласно критериям, ошибка в интерпретации или ее отсутствие не позволяет эксперту оценивать остальное эссе.
    2) В интерпретации необходимо перевести выбранное высказывание на язык обществоведческих понятий. Часто в приводимых цитатах их авторы простым или образным языком описывают события, явления и процессы, которым в обществознании даны научные определения, но не используют сам научный термин, всего лишь как бы "намекая на него". Выпускнику надо уметь увидеть этот "намёк" и своей интерпретации использовать научные понятия. Например, к высказыванию П.С. Гуревича «Известно, что человек …нуждается в чувстве локтя, в принадлежность к семье, группе, социальному коллективу» можно дать следующую интерпретацию: «В данной цитате известный отечественный философ, социолог и культуролог П.С. Гуревич говорит о значимости социальных потребностей в жизни человека». Как видно из примера, автор имел в виду именно социальные потребности, но не употребил сам этот термин. Его-то и нужно выпуснику упомянуть в интерпретации.
    3) Интерпретацию удобно формировать из двух частей: первая часть - проблема или тема, которую поднимает автор, вторая часть - его мнение об этой проблеме. Например, к цитате известного американского дипломата ХХ в. Г. Киссинджера «Глобализация уже привела не к новому мировому порядку, а к новому мировому беспорядку» можно дать следующую интерпретацию: «Автор касается проблемы последствий глобализации и утверждает, что она привела скорее к отрицательным последствиям, чем к положительным, а именно – приводит к мировому хаосу, росту конфликтов в мире». Как видно из примера, в данном случае соблюдена двойная структура интерпретации:

ТЕМА / ПРОБЛЕМА

МНЕНИЕ АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ПО ЭТОЙ ТЕМЕ / ПРОБЛЕМЕ

«Автор касается проблемы последствий глобализации»

«Автор утверждает, что она привела скорее к отрицательным последствиям, чем к положительным, а именно – приводит к мировому хаосу, росту конфликтов в мире»

_    4) Как правило, все высказывания можно интерпретировать одним из пяти следующих способов:_

ПРИЁМ

ЦИТАТА

ПРИМЕР ИНТЕРПРЕТАЦИИ

а) автор подчеркивает взаимосвязь, взаимодействие, взаимовлияние каких-либо понятий / процессов / явлений

«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б.М. Теплов)

В данном высказывании автор подчёркивает взаимосвязь между формированием способностей и деятельностью. Он считает деятельность одним из основных факторов развития способностей

б) автор противопоставляет два различных понятия / процесса / явления, подчёркивая различия между ними

«Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь»
(И. Шевелев)

В данном высказывании автор противопоставляет моральные принципы и характер человека, указывая, что если первые закладываются в человеке раз и навсегда в детстве и представляют собой статический элемент, то второй складывается на протяжении всей жизни и представляет собой элемент динамический

в) автор говорит о сущности понятия / процесса / явления

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его» общество (В.Г. Белинский)

В своём высказывании известный русский литературный критик и мыслитель XIX в. В.Г. Белинский касается сущности процесса социализации и его влияния на становление человека. По его мнению, в подлинном смысле человеком человек становится именно в процессе социализации, т.е. благодаря включенности в общество

г) автор раскрывает признак (черту, особенность, одно из провялений, последствие) понятия/процесса/явления

«Реклама – ценный экономический фактор, потому что это самый дешёвый способ продажи товаров, особенно когда последние бесполезны»
(С. Левис)

В своём высказывании автор касается двух важных свойств рекламы: её экономичности и эффективности. По его мнению, благодаря этим качествам реклама является важным фактором формирования спроса вне зависимости от реальных потребностей потребителей

д) автор раскрывает функцию понятия/процесса/явления

«Лучший способ сделать карьеру – родиться в нужной семье» (Д. Трамп)

В данном высказывании знаменитый американский миллиардер и медиа-магнат Д. Трамп раскрывает социально-статусную функцию семьи, которая заключается в передаче детям богатства, статуса, профессии родителей. По мнению автора, семья является важным социальным лифтом

_

     5) Интерпретация должна быть точной, то есть не выходить за рамки цитаты, не приписывать автору мысли, которые он не вкладывал в свои слова, но и не сужать мысль автора до только одного из ее аспектов. Но в последнее время требования немного упрощены. Теперь критерии оценивания позволяют поставить желаемый 1 балл за интерпретацию даже в том случае, если верно выделена хотя бы одна из основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса. Это означает, что если выбранная цитата является сложной, многосоставной, то достаточно верно раскрыть всего один её аспект, выделить из неё один тезис, который в дальнейшем будет обосновываться. В целом количество выделенных идей/тезисов в высказывании остаётся на усмотрение выпускника.
    6) Лишним не будет проявить эрудицию и ненавязчиво, но грамотно показать эксперту свой уровень эрудиции, упомянув несколько слов об авторе цитаты. Главное - не сделать ошибки, поскольку, согласно критериям, фактические ошибки в эссе позволяют эксперту "оштрафовать" выпускника на 1 первичный балл (из 6). Точнее, наоборот: отсутствие ошибок позволяет эксперту поставить выпускнику за эссе 1 балл по критерию 29.3. Задание не требует приведения фактов биографии, характеристики научных, политических и иных взглядов автора выбранного высказывания: подкрепления своих аргументов цитатами известных людей. Наличие подобной информации не оценивается, а ее отсутствие не является основанием для снижения оценки, но при этом краткое и грамотное упоминание элементов такой информации может сформировать у проверяющего эксперта позитивное представление об интеллектуальном уровне выспускника.
    7) Следует понимать, что не бывает одной единственной верной интерпретации. К одной цитате можно привести несколько "правильных" интерпретаций.

__

2. Актуальность

    После интерпретации желательно посвятить одно-два предложения обоснованию того, что поднятая автором высказывания проблема, выбранная для написания мини-сочинения, актуальна, то есть значима и в настоящий момент. Этот элемент эссе не является обязательным (поэтому не указан в критериях оценивания), но его наличие свидетельствует для эксперта об определенной коммуникационной и исследовательской культуре выпускника. Рационально эти предложения заключить в первый абзац эссе.

__

3. Теоретическое содержание мини-сочинения
(обществоведческие термины, теоретические положения)

     В формулировке критерия оценивания 29.2 "Теоретическое содержание мини-сочинения" содержится уточнение того, что под теоретическим содержанием мини-сочинения понимают объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов. 
    Основной способ продемонстрировать владение теоретическими знаниями по теме/проблеме высказывания - привести значение терминов, связанных с ней. Необходимо привести значения минимум двух обществоведческих терминов, связанных с выбранным аспектом высказывания, и посвятить этому второй абзац эссе. Этот абзац можно начать следующим образом: «Прежде, чем начать размышления по этой теме, необходимо определить значение основных терминов, связанных с ней» или «Известно, что...» и дальше привести значения основных терминов. Например, к цитате «Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь» следует привести значение терминов «мораль», «характер», «социализация». Также, к примеру, в контексте цитаты «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга) из досрочного ЕГЭ 2018 года можно привести значение терминов «общественное развитие», «общественный прогресс», «критерий общественного прогресса», «мораль».
     Иногда чтобы раскрыть содержание высказывание необходимо не только привести определения обществоведческих терминов, но и назвать различные виды, функции, признаки обществоведческих явлений, связанных с темой, сравнить данное явление с другими, выделив сходства и различия. Например, для раскрытия темы высказывания «Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь» можно привести различия между характером и темпераментом, а для раскрытия высказывания «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» - привести несколько различных критериев общественного прогресса.
     В целом для того, чтобы получить желаемые 2 первичных балла из двух по критерию "Теоретическое содержание мини-сочинения" необходимо в контексте хотя бы одной выделенной идеи/одного сформулированного  тезиса привести связанные между собой объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы. Подчеркнем, что объяснения, теоретические положения, рассуждения, выводы должны быть связаны между собой. Эта связь может быть предъявлена разными способами, в том числе и с помощью проведения аналогий, использования метафор, ассоциативных сравнений.

 

4. Собственная позиция выпускника (тезис)

    После определения поднятой автором темы/проблемы, его позиции и основных терминов необходимо высказать собственное мнение - мнение выпускника по выделенному аспекту высказывания. Желательно выбрать одно из двух:
    - согласие с позицией автора;
    - несогласие с позицией автора.
    Иногда выпускники выбирают позицию частичного согласия с мнением автора, но написать эссе в таком ключе - очень трудная задача. Как правило, выпускники путаются в аргументации и совершают другие логические ошибки, поэтому проще выбрать четкую позицию: поддержать мнение автора или попытаться оспорить его. При этом обязательно указать, с чем именно в позиции автора высказывани вы согласны или не согласны, т.е. написать не просто "трудно не согласиться с автором", а добавить: "в том, что" и указать конкретный тезис автора высказывания. Эта часть эссе очень важна, поскольку именно в ней выпускник формулирует тезис, который далее ему нужно будет доказывать, аргументировать. Приводимые далее аргументы и примеры обязательно должны быть логически связаны с приводимым тезисом, поэтому следует очень внимательно подойти к формулировке тезиса.

_

5. Доказывание собственной позиции выпускника (аргументы и примеры)

    Доказательство позиции выпускника состоит из двух частей: аргумент(ы) и примеры. Важно отличать одно от другого.
    1) Аргумент - мысль, логически доказывающая позицию выпускника. Аргумент представляет собой теоретическое высказывание, служащее доказательством тезиса. Как правило, аргумент - это обобщённое суждение, содержащее некое универсальное утверждение, а не конкретный факт. Аргумент должен быть чётко логически связан с тезисом и обладать необходимой убеждающей силой. Аргументация может быть прямой, а может выстраиваться в логике "от обратного".
    2) Пример - конкретный факт (описанное событие), доказывающий приведённый выше аргумент. Пример, в отличие от аргумента, всегда конкретен - он содержит описание того, что именно произошло с таким-то человеком в такой-то ситуации или произошло в такой-то стране в такой-то момент и т.д.
      На данный момент четко определены особенности приведения примеров в эссе по обществознанию:
    1) Примеры должны быть чётко, явно логически связаны с раскрываемым аспектом выбранного высказывания (т.е. с тезисом, который сформулирован выпускником) и с приведённым аргументом. Критерии оценивания мини-сочинения чётко определяют, что если "ни один из приведённых фактов/примеров явно не связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом", то за него выставляется 0 баллов (равно как и за отсутствие фактов/примеров). Должна быть очевидной содержательная связь приводимого примера с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. Это означает, что если, например, выпускник, увидев слово «преступление» или словосочетание «нарушение закона», начнет приводить примеры (даже развернутые) преступлений без выхода на идею затронутой темы, то такие примеры не будут засчитаны, поскольку обязательно должна быть смысловая связь с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
    2) Примеры должны быть сформулированы развёрнуто, т.е. могут носить назывной характер. Не будет зачтено следующее доказательство: "В качестве примера могу привести Великую Отечественную войну", если далее выпускник не уточнит, какой именно аспект войны, какие именно события служат подтверждением его аргумента и почему именно они его подтверждают. В критериях записано: если "ни один из приведённых примеров/фактов не сформулирован развёрнуто", за примеры выставляется 0 баллов. В памятке эксперта так и указано: "Выпускник не может ограничиться простым называнием какого-то факта, примера. Написав, например, «Примером этого может служить моя мама»  или «Иван Грозный», выпускник не приводит примеров, которые могут быть засчитаны. Это произойдет лишь в том случае, если выпускник развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) опишет, почему пример с его мамой или Иваном Грозным иллюстрирует то или иное сформулированное им положение, рассуждение, тот или иной вывод".
    3) Допускаются примеры из трех сфер:
    - учебные предметы (например, история, география и т.д.);
    - искусство (в т.ч. литература, кино; из произведения необходимо привести в пример конкретного персонажа или ситуацию, сюжетный поворот);
    - современная общественная жизнь на примере сообщений из СМИ (к примеру, экономические, политические и другие новости, новости культуры, шоу-бизнеса и т.д.). 
    4) 2 первичных балла за примеры в эссе можно получить только в том случае, если приведены два примера из двух разных сфер, источников информации: допустим, один пример из истории и один пример из литературы (например, один пример связан с сюжетом и героями произведениями М.А. Шолохова "Тихий Дон", а второй пример - с биографией М.А. Шолохова, например, его деятельностью в годы революции и гражданской войны, с присуждением ему Нобелевской премии по литературе и т.д.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников информации. Два примера из двух разных литературных произведений, два исторических примера или два примера из современной общественной жизни будут засчитаны как однотипные и принесут выпускнику лишь один балл из двух возможных. Здесь одна из самых распространённых ошибок выпускников: многие приводят оба примера из двух разных литературных произведений (события, происходящие с героями двух разных литературных произведений), за что получают 1 балл из 2 возможных по критерию 29.4.
    5) Крайне нежелательны примеры из личной жизни или бытовые примеры из серии "в моей деревне", "в моей школе" и пр., поскольку такие примеры демонстрируют узкий кругозор и обыденный (бытовой) тип мышления выпускника, тогда как нужно продемонстрировать на экзамене научное мышление. Критерии оценивания мини-сочинения указывают, что формально примеры из "личного социального опыта" и "собственные наблюдения" могут быть зачтены в качестве одного из двух примеров, но на практике они обычно оказываются слишком примитивными (например, доказательство: "Первый пример - я... Второй пример - я... Третий пример - моя мама...", скорее всего принесет 0 баллов) или неконкретными (например, доказательство: "Я где-то давно видел, что одна девочка..." оказывается слишком расплывчатым, чтобы быть зачтённым).
    6) В эссе не засчитываются абстрактные примеры про гражданина N, город N или государство N
    7) Не допускаются примеры, содержащие общие фразы: например, "кто-либо" "где-либо" "сделал что-либо". Пример всегда конкретен, поэтому выпускник должен вместо этих слов подобрать конкретные факты.
    8) Также следует избегать ошибок. Во-первых, как уже указывалось выше, наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к потере 1 из 6 первичных баллов за эссе. Во-вторых, примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приводящие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании исторического, литературного, географического и другого материала, не зачитываются при оценивании.
    Возможны два варианта построения доказательства:
    - минимальный: один аргумент и два примера к нему (примеры должны относиться к различным источникам информации, к различным сферам, учебным предметам и т.д.);
    - повышенный уровень: первый аргумент и один пример к нему + второй аргумент и пример ко второму аргументу. 
    Критерии оценивания эссе выдвигают обязательное требование только к количеству примеров: их должно быть не менее двух и, повторюсь еще раз, из двух разных источников. Количество аргументов - свободный выбор выпускника. Как правило, выпускники выбирают первый из двух описанных вариантов построения доказательства: один аргумент и два примера к нему.

_

6. Заключительный абзац

    Заключительный абзац не оценивается в баллах, но свидетельствует об общей культуре выпускника, поэтому не следует им пренебрегать. Он придает эссе законченный вид. Заключительный абзац может включать:
    - подведение итогов аргументации («таким образом, я считаю свою позицию доказанной») и возвращение к доказываемому тезису;
    - возвращение к актуальности высказывания автора;
    - подчеркивание многогранности данной темы и множественности точек зрения на нее («Безусловно, высказанная мной точка зрения не является единственной. Поднятая автором проблема всегда обсуждалась, на нее существуют различные точки зрения, ценность которых определяется степенью их аргументированности»);
    - синтезированный вывод (вывод, которые дополняет авторский тезис или тезис, выдвинутый выпускником).
    В заключительном абзаце не следует признавать свою точку зрения единственно верной, не следует благодарить автора высказывание за что-либо (например, "за столь актуальное и важное высказывание"), не следует эмоционально призывать читателя мини-сочинения к чему-либо.
    Следует учитывать, что при проверке мини-сочинения оцениваются не философские, религиозные, мировоззренческие, общественно-политические и прочие взгляды выпускника, не степень его патриотизма, не эмоциональность его призывов и советов, а умение логически рассуждать, чётко и ясно формулировать мысль, доказывать её, структурировать информацию. Цель написания эссе по обществознанию не дать совет читающему его эксперту и не выступить на политическом митинге, а показать умение мыслить. Это означает, что в завершении эссе о роли морали в жизни общества не нужно писать: "Когда у меня будет ребёнок, я буду ответственно подходить к его воспитанию и обязательно сделаю из него морального человека", в завершении эссе о роли закона в жизни общества не следует писать: "В заключении хочу призвать всех соблюдать закон и следовать ему!", а в заключении эссе о качествах политического лидера нет необходимости писать: "Слава России! И спасибо таким людям, как наш Президент". 


Заключительные советы и замечания

    1. Нужно ли писать эссе?
    Безусловно, писать эссе необходимо, если выпускник рассчитывает не просто перейти "порог" (42 итоговых балла из 100) и не получить "двойку", а нацелен на высокие баллы. Современная структура ЕГЭ по обществознанию предполагает, что 54,7% баллов максимум можно получить за первую часть (бывшие части А и В) и 45,3% - за вторую (бывшую часть С). Эссе дает целых 6 первичных баллов - больше, чем любое другое задание во всем экзамене. При переводе в итоговые баллы эссе может "стоить" выпускнику 10-12 баллов из 100. Поэтому перебегать эссе для желающих сдать ЕГЭ на высокие баллы недопустимо. Но важно помнить, что эссе - достаточно трудное задание, к нему нужна серьезная подготовка. Написать эссе на 6 баллов из 6 невозможно, если на ЕГЭ писать эссе первый раз в жизни. Поэтому необходимо уделить значительное внимание тренировкам в написании эссе: написать мини-сочинения на различные темы не менее 10 раз и разобрать его с учителем.

    2. Субъективный фактор, и как с ним бороться
    Важно понимать, что вторая часть экзамена по обществознанию (вопросы для открытого развернутого ответа) весьма субъективна в оценивании, подвержена наибольшему влиянию человеческого фактора при проверке. Сколько экспертов, столько и мнений, поэтому бывают ситуации, когда за одно и то же эссе один эксперт выставляет 6 баллов, а другой - 0. Способом преодоления субъективности оценивания выступает множественная проверка работ: каждую работу выпускника проверяют минимум два эксперта независимо друг от друга, и при расхождении в 1-2 балла выставляется более высокая оценка (в пользу выпускника), а при расхождении в 3 и более баллов работа отправляется на третью проверку, результат которой и будет окончательным. Но и его можно попытаться оспорить на апелляции, хотя при этом следует помнить, что у апелляции может быть три результата:
    - отклонить;
    - удовлетворить с повышением балла;
    - удовлетворить с понижением балла.
    Поэтому задача выпускника - понимая неизбежность субъективного фактора, позитивно настроить эксперта к своей работе. Проверка экзаменационных работ выпускников проводится на следующий деть после ЕГЭ (в первой половине июня) и проходит либо один день, либо два дня. В первом случае эксперту необходимо проверить 5-6 пакетов (по 20 работ в каждом) за один день, а во втором - 3-4 пакета каждый день. Выпускнику нужно представить себя на месте экзаменатора: когда читаешь 80 эссе в день в жаре и под камерами, делаешь это очень быстро, и каждая мелочь может сказаться на итоговой оценке. Поэтому орфографические ошибки, ошибки в фактах, неразборчивый почерк, излишний объем работы при отсутствии глубокого содержания, эмоциональная заносчивость и прочие, казалось бы, мелкие недостатки «играют» против выпускника, хотя формально и не должны оцениваться.
    Положительное впечатление о выпускнике у эксперта могут сформировать:
    - проявления общей текстовой культуры (например, наличие в эссе предложения об актуальности, скромность самовыражения, наличие корректного заключительного абзаца);
    - уместные проявления эрудиции (например, показать знание личности автора высказывания, подобрать интересные примеры, использовать в эссе другие известные высказывания других авторов, называть учёных, внесший свой вклад в разработку выбранной темы и пр.);
    - умеренный объем эссе (не меньше половинки листа А4, но не желательно не более 1,5 страниц текста);
    - разборчивый почерк.

Практикум: цитаты и примеры эссе

    Здесь можно найти документ, в котором собраны цитаты, предложенные для написания эссе в реальном ЕГЭ 2014 г. Для тренировки нужно попытаться дать их интерпретации. Практика проверки ЕГЭ по обществознанию показывает, что некоторые цитаты повторяются в КИМах из года в год, поэтому не следует пренебрегать написанием эссе на темы предыдущих лет. 

 

    Здесь я прилагаю «рыбы» (предварительные планы) для четырёх эссе на следующие темы:
   • «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф)
   • «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр)
   • «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б.М. Теплов)
   • «Только многопартийность может обеспечить процветание государства»
    Прежде, чем кликать эти темы и смотреть «рыбу» эссе, попытайтесь сами написать собственные эссе на эти темы.

 

    В разделе «Материалы моих учеников» я прилагаю несколько наиболее удачных эссе по следующим темам (5 баллов из 5, когда эссе оценивалось максимально 5 баллами):
   • «Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу» (Б. Шоу)
   • «Лучший способ сделать карьеру – родиться в нужной семье» (Д. Трамп)
   • «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И.Т. Посошков)
   • «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое» (А. Карр)
   • «У богатого, свободного, образованного – одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного – другая» (Н.М. Амосов)
   • «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и другой» (И. Шерр)
   • «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев)
   • «...без полноценного усвоения традиционной грамотности компьютерная грамотность не может быть использована во всех своих возможностях, человек превращается в придаток компьютера» (И.А. Негодаев)
    Но сначала, увидев эти темы, попробуйте сами либо полностью написать эссе по ним, либо хотя бы дать интерпретацию и подумать над аргументом и примерами. Уже после этого откройте написанные эссе и сравните с собственным.

 

    В разделе «Уголок школьного юмора» можно найти несколько примеров «антиэссе» - самых неудачных вариантов из тех, которые я когда-либо проверял.

    Посмотреть советы к выполнению других заданий второй части (бывшего блока "С") ЕГЭ по обществознанию:

Вернуться к меню сайта