Вернуться на главную страницу сайта

О себе
Фамилия
Мои наставники и любимые учителя
Научная работа
Мои достижения

Достижения моих учеников

История 

Обществознание

Самароведение

Материалы моих учеников

Уголок школьного юмора

Внеурочная деятельность «Исторические головоломки»

Школьные внеурочные мероприятия

Интеллектуальные игры

Марафон «Вехи истории»

Интегрированный проект «Честь имею»

Летняя многопрофильная школа «Пирамида»

 

Ассоциация на момент создания и сегодня
Ежегодные мероприятия САМП
Программа стажировок молодых педагогов
Взаимодействие с органами государственной власти, общественностью и СМИ
Деятельность САМП в 2013-2015 г.
Результаты работы. Наши партнёры
САМП в лицах
Неофициальная эмблема и гимн САМП

Образовательные стандарты:

Примерные программы:

Федеральный закон об образовании

Историко-культурный стандарт

Концепция Духонво-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 Об утверждении федерального перечня рекомендуемых учебников

Профессиональный стандарт педагога

ФГОС ООО

ФГОС С(П)ОО

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Задание № 28 (бывшее С8)

на составление плана доклада по определенной теме

     Задание направлено на проверку целостных представлений выпускников об обществоведческих явлениях и процессах. При его выполнении нужно продемонстрировать знание информации, с которой явление и процесс связаны, а также умение систематизировать эту информацию.


Практические советы по выполнению задания

      1. План по форме должен соответствовать плану сложного типа (т.е. разбиваться на пронумерованные пункты и обозначенные буквами подпункты), а не представлять собой сплошной текст или схему. Одна из самых распространённых ошибок при составлении плана - выпускник составляет схему (например, рисует стрелочки от понятия "Религия" и под каждой из них пишет, допустим, "мировые" и "национальные").

      2. Минимум для почти любого плана включает в себя 5 основных структурных элементов:
      - понятие (в плане не нужно давать определение термина);
      - признаки (характерные черты, отличительные особенности);
      - структура (составные элементы);
      - виды (типы, группы);
      - функции.

    Например, в плане по теме "Религия как элемент духовной жизни общества" следует выделить как минимум следующие пункты:

             1. Понятие религии как веры в сверхъестественное.
     2. Признаки религии:
       а) теоцентризм;
       б) креационизм;
       в) провиденционализм.
      3. Структура религии:
        а) религиозные нормы; 
        б) религиозные тексты; 
        в) религиозный культ и обряды; 
        г) религиозные организации. 
      4. Виды религий:
        а) архаические (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия);
        б) мировые (буддизм, христианство, ислам);
        в) национальные / локальные.
      5. Функции религии:
       а) аксиологическая; 
       б) регулятивная;
       в) компенсаторная.

       3. Рекомендуется в отдельные пункты плана вынести признаки различных видов данного явления (например, в плане по экономическим системам составить 4 отдельных пункта, каждый из которых раскрывает в подпунктах признаки соответственно традиционной, командной, рыночной и смешанной экономик).

     Например, с учётом данной рекомендации приведённый выше план по теме "Религия как элемент духовной жизни общества" рационально дополнить следующим пунктом:

             6. Особенности мировых религий:
       а) признание равенства людей перед богом вне зависимости от их национальной и расовой принадлежности;
       б) значительное число последователей на нескольких материках;
       в) идея спасения.

       4. Несмотря на то, что форма в соответствии с условием задания достаточно составить всего три пункта, необходимо составлять больше (до 8-10 пунктов). Это связано с тем, что выпускник должен попасть минимум в 2-3 пункта, которые изложены у экспертов в ключах (ответах), а там иногда бывают весьма необычные обязательные пункты.

      Например, в ключах (ответах) к планам достаточно странным представляется выделение пунктов, которые я выделил жирным шрифтом, но они в ключах названы обязательными (т.е. их отсутствие заставляет эксперта снижать балл за это задание).

«Средства массовой информации в политической   жизни общества»      

1) Функции СМИ в политической жизни:
           а) информация о важнейших событиях;
           б) политическая социализация;
           в) формирование общественного мнения;
       г) представление различных мнений по острым политическим вопросам.
     
2) Характер влияния СМИ на население:

      а) приобщение к сознательному участию в политике;
           б) скрытое политическое управление.

    

«Роль социального контроля в развитии общества»

2. Элементы социального контроля:
           а) социальные нормы;
           б) социальные санкции;
3. Социальный контроль как условие социальной стабильности:
        а) социализация индивидов – основная цель и функция социального контроля;
            б) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей и др.

      Поэтому необходимо составлять больше, чем три пункта.

       5. Если тема плана включает в себя два обществоведческих явления / процесса, то в план следует включить пункты об одном из них, затем пункты о другом и, наконец, пункты о взаимосвязи двух явлений / процессов. Например, в плане по теме "Ценообразование в условиях рынка" следует
      - часть пунктов посвятить рыночной системе и рынку (выделить все экономические системы, признаки рынка, виды и функции рынка);
      - часть пунктов посвятить цене (выделить понятие, признаки, виды и функции цены);
      - часть пунктов посвятить их взаимосвязи, то есть особенностям ценообразования в условиях рынка (например, выделить факторы ценообразования именно в рыночной системе).

     Оценивание ответа осуществляется по трём критериям (максимально за задание можно получить 4 балла):
     К-1: раскрытие темы, т.е. наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу. Это наиболее важные пункты, без которых, по указаниям ключей (ответов), тема не может считаться раскрытой по существу (эти пункты условно можно назвать "обязательными"). Например, нельзя считать раскрытой по существу тему "Банк как финансовый институт" без пунктов "функции центрального банка" и "функции коммерческих банков", тему "Мораль в системе социальных норм" - без пунктов "виды социальных норм", "признаки морали", "структура морали" и т.д. Обычно в ключах (ответах) таких пунктов плана указывается от двух до четырёх, и выпускник должен "попасть" как минимум в два любых из них, причём именно в той формулировке, которая даётся в ключах (ответах) или в близкой по смыслу формулировке. При этом один пункт из них обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ даже может быть просто подпунктом. Конечно, желательно, чтобы оба "обязательных пункта" были детализированы в подпунктах. В этих случаях по данному критерию выставляются 2 балла из 2.
     Если составленный выпускником план содержит только один из приведённых в ключах "обязательных пунктов", но этот пункт детализирован в подпунктах, то по этому критерию выставляет 1 из 2 баллов. Тот же 1 балл из 2 выпускник получит по этому критерию, если укажет в план два "обязательных пункта", но не детализирует ни один из них. Во всех иных ситуациях выставляется 0 баллов по данному критерию. Также следует учесть, что критерий К-й является определяющим судьбу всего задания: если по этому критерию выставляется 0 баллов, то за весь план выставляется 0 баллов.
      Если выпускник в своём плане из одного обязательного пункта «делает» два или три обязательных, то по этому критерию этот пункт засчитывается как один обязательный. Например, в плане по теме "Политические партии" за один обязательный пункт будут зачитаны два следующих выделенных выпускником пункта:
           2) партии по идеологическому признаку:
               а) либеральные;
               б) консервативные;
               в) социалистические и т.п.;
           3) партии по организационному признаку:
               а) массовые;
               б) кадровые
     К-2: соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа, т.е. в плане должно быть не менее трёх пунктов, из которых не менее двух детализированы в подпунктах. В этом случае по данному критерию выставляется 1 балл (из 1 возможного). Если выпускник в своём плане из одного обязательного пункта «делает» два или три обязательных, то по этому критерию этот пункт засчитывается как один обязательный (выше уже был приведён соответствующий пример). Следует учесть, что формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. При этом каждый год при проверке обязательно попадается несколько работ, в которых план составлен следующим образом

             1. Введение (цели и задачи доклада)
     2. Основная часть (самые важные тезисы)
     3. Заключительная часть (основные выводы)
     4. Список литературы

      Конечно за такой план выставляется 0 баллов из 4 возможных.
      Если по данному критерию выставляется 0 баллов, то и по следующему критерию К-3 также выставляется 0 баллов. 

      К-3: корректность формулировок пунктов плана, т.е. отсутствие в них ошибок и неточностей. Максимум - 1 балл.

     

_

Примеры правильных ответов на задания такого типа

      Далее приведены несколько правильных планов по ряду тем. Прежде чем открывать их и смотреть, попытайтесь самостоятельное составить план по каждой из тем, а затем ознакомьтесь с эталонным ответом и поставьте себе оценку от 0 до 3 первичных баллов.

      Задание 1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым Вы будетеосвещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,из которых два или более детализированы в подпунктах.

  •      Показать ответ
    • 1. Понятие общества
    •    а) широкое
    •    б) узкие
    • 2. Признаки общества
    •    а) открытость
    •    б) системность
    •    в) динамичность
    •    г) устойчивость
    • 3. Динамичность общества
    •    а) способность к самоорганизации и саморазвитию
    •    б) постоянные изменения
    •    в) возможность деградации отдельных элементов
    •    г) возникновение новых элементов и отмирание старых
    •    д) закономерное развитие
    • 4. Подсистемы общества
    •    а) экономическая подсистема как сфера обеспечения жизнедеятельности людей
    •    б) политическая подсистема как сфера управления людьми
    •    в) социальная подсистема как сфера воспроизводства людей
    •    г) духовная подсистема как сфера производства и трансляции духовных ценностей
    • 5. Взаимовлияние сфер общественной жизни
    • 6. Социальные институты и их виды
    •    а) экономические (производства, деньги и др.)
    •    б) политические (государство, политические партии и др.)
    •    в) социальные (семья, социальный контроль и др.)
    •    д) духовные (религия, образование, наука, искусство и др.)
    • 7. Функции социальных институтов
    •    а) функция социализации
    •    б) регулятивная
    •    в) функция социального контроля
    •    г) коммуникативная
    •    д) интегрирующая

_

       Задание  2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Взаимодействие общества и природы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будетеосвещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,из которых два или более детализированы в подпунктах.

  •       Показать ответ
    • 1. Понятия
    •    а) общество как открытая система, обособившаяся от природы, но сохраняющая связь с ней
    •    б) природа как естественная среда обитания людей
    •    в) человек как биопсихосоциальное существо
    • 2. Отличия природы и общества
    •    а) природа, в отличие от общества, может существовать независимо от человека
    •    б) общество, в отличие от природы, выступает творцом культуры
    • 3. Влияние природы на общество и человека
    •    а) положительное влияние: природа – источник ресурсов, продуктов питания, эталон красоты и гармонии
    •    б) отрицательное влияние: природные катаклизмы (землетрясения, ценами, ураганы, пожары)
    • 4. Влияние природы на сферы жизни общества
    •    а) на экономику (природные ресурсы определяют преобладающую отрасль экономики страны)
    •    б) на политику (неурожаи в аграрных странах приводят к политическим кризисам)
    •    в) на социальную сферу (природно-климатические условия влияют на численность населения)
    •    г) на духовную сферу (отражение культа природы в религиозных верованиях)
    • 5. Влияние общества и человека на природу
    •    а) положительное: создание «Красной книги» и борьба с браконьерством, создание заповедников, введение новых экологических стандартов производства;
    •    б) отрицательное: загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, истребление видов животных и растений;
    •    в) перспективное влияние: клонирование, генетика, селекция;
    • 6. Этапы отношения человека к природе
    •    а) первобытность: единство человека и природы, страх человека перед природой
    •    б) древность: идеи гармоничного взаимодействия общества и природы
    •    в) средневековье: восприятие природы как божественного творения
    •    г) новое и новейшее время: преобладание потребительского отношения к природе, идея господства человека над природой
    • 7. Экологические глобальные проблемы и пути их решения
    •    а) рост численности населения планеты;
    •    б) ограниченность природных ресурсов;
    •    в) нарушение динамического равновесия в биосфере;
    •    г) загрязнение среды обитания.
    • 8. Движение экологистов (идеология «зелёных») и деятельность природоохранных организаций

_

      Задание 3.   Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Ценообразование в условиях рынка». Составьте план, в соответствии с которым Вы будетеосвещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,из которых два или более детализированы в подпунктах. 

  •       Показать ответ
    • 1. Понятие цены как денежного выражения стоимости товара
    • 2. Особенности рыночного регулирования:
    •    а) свободная конкуренция;
    •    б) свободное рыночное ценообразование;
    •    в) экономическая свобода поведения субъектов рынка и др.
    • 3. Спрос и его факторы
    •    а) вкусы потребителей
    •    б) доходы потребителей
    •    в) количество потребителей
    • 4. Предложение и его факторы
    •    а) количество производителей
    •    б) издержки производителей
    •    в) налоги на производителей
    • 5. Ценообразование на различных рынках
    •    а) рынок чистой конкуренции
    •    б) монополистическая конкуренция
    •    в) олигополия
    •    г) монополия
    •    д) монопсония
    • 6. Издержки производителя как фактор формирования цены
    •    а) постоянные и переменные
    •    б) внешние и внутренние
    • 7. Факторы ценообразования
    •    а) от величины затрат на производство и реализации;
    •    б) от средней нормы прибыли и рентабельности;
    •    в) от соотношений спроса и предложения;
    •    г) от покупательской способности денег (уровень инфляция);
    •    д) от качества товара
    •    е) стадия экономического цикла
    • 8. Виды цен
    •    а) государственная, аукционная, договорная (контрактная), тарифная цена
    •    б) розничная и оптовая цена
    • 9. Особенности ценообразования на рынках различной продукции в современной России

_

      С некоторыми совершенно неправильными и курьезными ответами на это задание можно ознакомиться в разделе «Уголок школьного юмора» .
      Много заданий данного типа можно найти на сайте РЕШУЕГЭ.

 

     Посмотреть советы к выполнению других заданий второй части (бывшего блока "С") ЕГЭ по обществознанию:

Вернуться к меню сайта