Вернуться на главную страницу сайта

О себе
Фамилия
Мои наставники и любимые учителя
Научная работа
Мои достижения

Достижения моих учеников

История 

Обществознание

Самароведение

Материалы моих учеников

Уголок школьного юмора

Внеурочная деятельность «Исторические головоломки»

Школьные внеурочные мероприятия

Интеллектуальные игры

Марафон «Вехи истории»

Интегрированный проект «Честь имею»

Летняя многопрофильная школа «Пирамида»

 

Ассоциация на момент создания и сегодня
Ежегодные мероприятия САМП
Программа стажировок молодых педагогов
Взаимодействие с органами государственной власти, общественностью и СМИ
Деятельность САМП в 2013-2015 г.
Результаты работы. Наши партнёры
САМП в лицах
Неофициальная эмблема и гимн САМП

Образовательные стандарты:

Примерные программы:

Федеральный закон об образовании

Историко-культурный стандарт

Концепция Духонво-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 Об утверждении федерального перечня рекомендуемых учебников

Профессиональный стандарт педагога

ФГОС ООО

ФГОС С(П)ОО

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Задание № 28 (бывшее С8)

на составление плана доклада по определенной теме

     Задание направлено на проверку целостных представлений выпускников об обществоведческих явлениях и процессах. При его выполнении нужно продемонстрировать знания информации, с которой явление и процесс связаны.


Практические советы по выполнению задания

      1. Минимум для почти любого плана включает в себя 5 основных структурных элементов
      - понятие (в плане не нужно давать определение термина)
      - признаки (характерные черты)
      - структура (составные элементы)
      - виды
      - функции

    Например, в плане по теме "Религия как элемент духовной жизни общества" следует выделить как минимум следующие пункты:
     1. Понятие религии как веры в сверхъестественное
     2. Признаки религии
       а) теоцентризм
       б) креационизм
       в) провиденционализм
      3. Структура религии
        а) религиозные нормы
        б) религиозные тексты
        в) религиозный культ и обряды
        г) религиозные организации
      4. Виды религий
        а) архаические
        б) мировые (буддизм, христианство, ислам)
        в) национальные / локальные
      5. Функции религии
       а) аксиологическая
       б) регулятивная
       в) компенсаторная

      2. Рекомендуется в отдельные пункты плана вынести признаки различных видов данного явления (например, в плане по экономическим системам составить 4 отдельных пункта, каждый из которых раскрывает в подпунктах признаки соответственно традиционной, командной, рыночной и смешанной экономик).

      3. Несмотря на то, что в задании указано на необходимость составления трех пунктов, необходимо составлять как можно больше (до 8-10 пунктов). Это связано с тем, что выпускник должен попасть минимум в 2-3 пункта, которые изложены у экспертов в ключах, а там иногда бывают весьма необычные обязательные пункты.

      Например, в плане по теме в ответах к следующим планам достаточно странным представляется выделение пунктов, которые я выделил жирным шрифтом, но они в ключах названы обязательными (т.е. их отсутствие заставляет эксперта снижать балл за это задание).

«Средства массовой информации в политической   жизни общества»      

1) Функции СМИ в политической жизни:
           а) информация о важнейших событиях;
           б) политическая социализация;
           в) формирование общественного мнения;
       г) представление различных мнений по острым политическим вопросам.
     
2) Характер влияния СМИ на население:

      а) приобщение к сознательному участию в политике;
           б) скрытое политическое управление.

    

«Роль социального контроля в развитии общества»

2. Элементы социального контроля:
           а) социальные нормы;
           б) социальные санкции;
3. Социальный контроль как условие социальной стабильности:
        а) социализация индивидов – основная цель и функция социального контроля;
            б) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей и др.

      Поэтому необходимо составлять больше, чем три пункта.

      4. Если тема плана включает в себя два обществоведческих явления / процесса, то в план следует включить пункты об одном из них, затем пункты о другом и, наконец, пункты о взаимосвязи двух явлений / процессов. Например, в плане по теме "Ценообразование в условиях рынка" следует
      - часть пунктов посвятить рыночной системе и рынку (выделить все экономические системы, признаки рынка, виды и функции рынка);
      - часть пунктов посвятить цене (выделить понятие, признаки, виды и функции цены);
     - часть пунктов посвятить их взаимосвязи, то есть особенностям ценообразования в условиях рынка (например, выделить факторы ценообразования именно в рыночной системе).

_

Примеры правильных ответов на задания такого типа

      Далее приведены несколько правильных планов по ряду тем. Прежде чем открывать их и смотреть, попытайтесь самостоятельное составить план по каждой из тем, а затем ознакомьтесь с эталонным ответом и поставьте себе оценку от 0 до 3 первичных баллов.

      Задание 1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым Вы будетеосвещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,из которых два или более детализированы в подпунктах.

  •      Показать ответ
    • 1. Понятие общества
    •    а) широкое
    •    б) узкие
    • 2. Признаки общества
    •    а) открытость
    •    б) системность
    •    в) динамичность
    •    г) устойчивость
    • 3. Динамичность общества
    •    а) способность к самоорганизации и саморазвитию
    •    б) постоянные изменения
    •    в) возможность деградации отдельных элементов
    •    г) возникновение новых элементов и отмирание старых
    •    д) закономерное развитие
    • 4. Подсистемы общества
    •    а) экономическая подсистема как сфера обеспечения жизнедеятельности людей
    •    б) политическая подсистема как сфера управления людьми
    •    в) социальная подсистема как сфера воспроизводства людей
    •    г) духовная подсистема как сфера производства и трансляции духовных ценностей
    • 5. Взаимовлияние сфер общественной жизни
    • 6. Социальные институты и их виды
    •    а) экономические (производства, деньги и др.)
    •    б) политические (государство, политические партии и др.)
    •    в) социальные (семья, социальный контроль и др.)
    •    д) духовные (религия, образование, наука, искусство и др.)
    • 7. Функции социальных институтов
    •    а) функция социализации
    •    б) регулятивная
    •    в) функция социального контроля
    •    г) коммуникативная
    •    д) интегрирующая

_

       Задание  2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Взаимодействие общества и природы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будетеосвещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,из которых два или более детализированы в подпунктах.

  •       Показать ответ
    • 1. Понятия
    •    а) общество как открытая система, обособившаяся от природы, но сохраняющая связь с ней
    •    б) природа как естественная среда обитания людей
    •    в) человек как биопсихосоциальное существо
    • 2. Отличия природы и общества
    •    а) природа, в отличие от общества, может существовать независимо от человека
    •    б) общество, в отличие от природы, выступает творцом культуры
    • 3. Влияние природы на общество и человека
    •    а) положительное влияние: природа – источник ресурсов, продуктов питания, эталон красоты и гармонии
    •    б) отрицательное влияние: природные катаклизмы (землетрясения, ценами, ураганы, пожары)
    • 4. Влияние природы на сферы жизни общества
    •    а) на экономику (природные ресурсы определяют преобладающую отрасль экономики страны)
    •    б) на политику (неурожаи в аграрных странах приводят к политическим кризисам)
    •    в) на социальную сферу (природно-климатические условия влияют на численность населения)
    •    г) на духовную сферу (отражение культа природы в религиозных верованиях)
    • 5. Влияние общества и человека на природу
    •    а) положительное: создание «Красной книги» и борьба с браконьерством, создание заповедников, введение новых экологических стандартов производства;
    •    б) отрицательное: загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, истребление видов животных и растений;
    •    в) перспективное влияние: клонирование, генетика, селекция;
    • 6. Этапы отношения человека к природе
    •    а) первобытность: единство человека и природы, страх человека перед природой
    •    б) древность: идеи гармоничного взаимодействия общества и природы
    •    в) средневековье: восприятие природы как божественного творения
    •    г) новое и новейшее время: преобладание потребительского отношения к природе, идея господства человека над природой
    • 7. Экологические глобальные проблемы и пути их решения
    •    а) рост численности населения планеты;
    •    б) ограниченность природных ресурсов;
    •    в) нарушение динамического равновесия в биосфере;
    •    г) загрязнение среды обитания.
    • 8. Движение экологистов (идеология «зелёных») и деятельность природоохранных организаций

_

      Задание 3.   Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Ценообразование в условиях рынка». Составьте план, в соответствии с которым Вы будетеосвещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,из которых два или более детализированы в подпунктах. 

  •       Показать ответ
    • 1. Понятие цены как денежного выражения стоимости товара
    • 2. Особенности рыночного регулирования:
    •    а) свободная конкуренция;
    •    б) свободное рыночное ценообразование;
    •    в) экономическая свобода поведения субъектов рынка и др.
    • 3. Спрос и его факторы
    •    а) вкусы потребителей
    •    б) доходы потребителей
    •    в) количество потребителей
    • 4. Предложение и его факторы
    •    а) количество производителей
    •    б) издержки производителей
    •    в) налоги на производителей
    • 5. Ценообразование на различных рынках
    •    а) рынок чистой конкуренции
    •    б) монополистическая конкуренция
    •    в) олигополия
    •    г) монополия
    •    д) монопсония
    • 6. Издержки производителя как фактор формирования цены
    •    а) постоянные и переменные
    •    б) внешние и внутренние
    • 7. Факторы ценообразования
    •    а) от величины затрат на производство и реализации;
    •    б) от средней нормы прибыли и рентабельности;
    •    в) от соотношений спроса и предложения;
    •    г) от покупательской способности денег (уровень инфляция);
    •    д) от качества товара
    •    е) стадия экономического цикла
    • 8. Виды цен
    •    а) государственная, аукционная, договорная (контрактная), тарифная цена
    •    б) розничная и оптовая цена
    • 9. Особенности ценообразования на рынках различной продукции в современной России

_

      С некоторыми совершенно неправильными и курьезными ответами на это задание можно ознакомиться в разделе «Уголок школьного юмора» .
      Много заданий данного типа можно найти на сайте РЕШУЕГЭ .

 

     Посмотреть советы к выполнению других заданий второй части (бывшего блока "С") ЕГЭ по обществознанию:

Вернуться к меню сайта