Вернуться на главную страницу сайта

О себе
Фамилия
Мои наставники и любимые учителя
Научная работа
Мои достижения

Достижения моих учеников

История 

Обществознание

Самароведение

Материалы моих учеников

Уголок школьного юмора

Внеурочная деятельность «Исторические головоломки»

Школьные внеурочные мероприятия

Интеллектуальные игры

Марафон «Вехи истории»

Интегрированный проект «Честь имею»

Летняя многопрофильная школа «Пирамида»

 

Ассоциация на момент создания и сегодня
Ежегодные мероприятия САМП
Программа стажировок молодых педагогов
Взаимодействие с органами государственной власти, общественностью и СМИ
Деятельность САМП в 2013-2015 г.
Результаты работы. Наши партнёры
САМП в лицах
Неофициальная эмблема и гимн САМП

Образовательные стандарты:

Примерные программы:

Федеральный закон об образовании

Историко-культурный стандарт

Концепция Духонво-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 Об утверждении федерального перечня рекомендуемых учебников

Профессиональный стандарт педагога

ФГОС ООО

ФГОС С(П)ОО

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Задание № 26 (бывшее С6)

на умение раскрыть теоретические положения на примерах


    Задание сочетает проверку
     - теоретических знаний;
     - умения приводить примеры или пояснения.

_

Практические советы

     1. Внимательно читать задание (что именно требуется делать: нужно приводить примеры или давать пояснения).

     2. Следует различать примеры и пояснения
     - Пример представляет собой конкретный факт (событие) из истории, литературы или современной общественной жизни, который иллюстрирует теоретическое положение. В данном задании, в отличие от эссе, допускаются примеры с абстрактным гражданином N, если они содержат конкретное описание прочих обстоятельств.
     - Пояснение представляет собой теоретическое объяснение приведенного ранее положения, раскрывает его сущность, но не содержит конкретных фактов.

     Максимум за такое задание - 3 первичных балла. Если приведены только теоретические положения, как правило, выставляется 0 баллов.

     3. Следует подстраховаться и привести не 3 теоретических положения и пояснения или примеры к ним, а на всякий случай 4 или 5. В этом случае, если выпускник допустил ошибку в первых трех, но привел правильное четвертое или пятое, эксперт имеет право поставить все 3 первичных балла.

_

Две типичные ошибки при выполнении задания такого типа

1) Выпускник приводит теоретические положения, но забывает привести примеры.

2) Выпускник приводит теоретические положения и затем вместо примеров приводит пояснения (или наоборот).

Для того, чтобы не забыть написать примеры или пояснения рекомендуется оформлять ответ на такое задание в виде таблицы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПРИМЕРЫ / ПОЯСНЕНИЯ

1) 

2)

3)

1)

2)

3)

_

Примеры ответов выпускников на задания такого типа

      Пример 1. Назовите три формальные негативные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

     Ответ выпускника:
     1) штраф
     2) увольнение
     3) лишение свободы

     Во сколько баллов будет оценен такой ответ? Почему?

  •       Показать ответ
    • Пояснение: Такой ответ выпускника будет оценен в 0 баллов, поскольку он привел только теоретические положения и не привёл примеры.

_

     Пример 2. Назовите три формальные негативные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

     Ответ выпускника:
     1) штраф (кто-то был оштрафован)
     2) увольнение (кого-то уволили из-за какого-либо нарушения)
     3) лишение свободы (кого-то посадили в тюрьму за какое-нибудь преступление).

     Во сколько баллов будет оценен такой ответ? Почему?

  •       Показать ответ
    • Пояснение: Такой ответ выпускника будет оценен в 0 баллов, поскольку в нем теоретические положения не раскрыты в конкретных примерах.
    • Правильный ответ должен выглядеть так:
    • 1) штраф (гражданин Н. превысил скорость на 30 км/ч, за что не него был наложен административный штраф)
    • 2) увольнение (гражданин Н. был уволен с работы за прогул)
    • 3) лишение свободы (гражданка Л. за мошенничество в составе группы лиц была приговорена к лишению свободы)

_

     Пример 3. Назовите три функции политической системы и проиллюстрируйте каждую из них примером

     Ответ выпускника:
     1) управленческая (определение целей развития общества на определенном этапе и средств их достижения)
     2) коммуникативная (обеспечение связей между субъектами политики)
     3) интегрирующая (объединяет, сплачивает субъекты политики)

     Во сколько баллов будет оценен такой ответ? Почему?

  •       Показать ответ
    • Пояснение: Такой ответ выпускника будет оценен в 0 баллов, поскольку вместо конкретных примеров приведены, хотя и правильно, пояснения к функциям политической системы.
    • Правильный ответ должен выглядеть так:
    • 1) управленческая (вновь сформированное правительство государства N представило обществу широкую программу социально-экономических преобразований на 4 года)
    • 2) коммуникативная (перед выборами в парламент государства N прошли публичные политические дебаты между участвующими партиями, в результате которых две партии создали единый избирательный блок)
    • 3) интегрирующая (борьба за независимость территории N сплотила действующие в этом регионе политические силы, население)

_

Примеры правильных ответов на задания такого типа

     Далее приведены несколько правильных ответов на ряд заданий данного типа. Прежде чем открывать их и смотреть, попытайтесь самостоятельно продумать и записать свои ответы по каждой из тем, а затем ознакомьтесь с эталонным ответом и поставьте себе оценку от 0 до 3 первичных баллов.

      Задание 1.  Назовите две стороны в гражданском судопроизводстве и проиллюстрируйте примером возможные процессуальные действия каждой из них в судебном разбирательстве.

  •       Показать ответ
    • 1) названы две стороны в гражданском судопроизводстве: истец и ответчик
    • 2) названы возможные процессуальные действия истца, например:
    • – изменить основание или предмет иска;
    • – увеличить или уменьшить размер исковых требований;
    • – отказаться от иска, а также заключить мировое соглашение;
    • – приводить обоснованные доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;
    • – выдвигать ходатайства;
    • 2) названы возможные процессуальные действия ответчика, например:
    • – предъявлять письменные возражения против иска;
    • – участвовать в суде лично либо через представителя;
    • – признать иск в полном объеме либо частично;
    • – знакомиться с материалами дела и делать выписки из них;
    • – заявлять отводы судьям, экспертам, переводчикам (обосновав их);
    • – задавать любые вопросы другим лицам, участвующим в деле;
    • – требовать возмещения частичного или полного возмещения судебных расходов, если судом иск соответственно удовлетворён частично или не удовлетворён полностью;

_

      Задание 2.   Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.

  •       Показать ответ
    • 1) воздействие государства на личность, например:
    • − принятие законов (например, указ президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных 22 июня 1941 г.)
    • − применение мер государственного принуждения (например, за множество убийств серийный маньяк А. Чикатило был приговорён судом СССР к расстрелу);
    • 2) воздействие личности на государство, например:
    • − участие в выборах (например, гражданин N пришёл на выборы и отдал свой голос за одного из кандидатов);
    • − выдвижение политических требований (выдвижение рабочими предприятий Российской империи требования ограничения рабочего дня 8 часами).

_

     С некоторыми совершенно неправильными и курьезными ответами на это задание можно ознакомиться в разделе «Уголок школьного юмора» .
     Много заданий данного типа можно найти на сайте РЕШУЕГЭ .

     Посмотреть советы к выполнению других заданий второй части (бывшего блока "С") ЕГЭ по обществознанию:

Вернуться к меню сайта