Вернуться на главную страницу сайта

О себе
Фамилия
Мои наставники и любимые учителя
Научная работа
Мои достижения

Достижения моих учеников

История 

Обществознание

Самароведение

Материалы моих учеников

Уголок школьного юмора

Внеурочная деятельность «Исторические головоломки»

Школьные внеурочные мероприятия

Интеллектуальные игры

Марафон «Вехи истории»

Интегрированный проект «Честь имею»

Летняя многопрофильная школа «Пирамида»

 

Ассоциация на момент создания и сегодня
Ежегодные мероприятия САМП
Программа стажировок молодых педагогов
Взаимодействие с органами государственной власти, общественностью и СМИ
Деятельность САМП в 2013-2015 г.
Результаты работы. Наши партнёры
САМП в лицах
Неофициальная эмблема и гимн САМП

Образовательные стандарты:

Примерные программы:

Федеральный закон об образовании

Историко-культурный стандарт

Концепция Духонво-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 Об утверждении федерального перечня рекомендуемых учебников

Профессиональный стандарт педагога

ФГОС ООО

ФГОС С(П)ОО

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Задание № 25 (бывшее С5)

на перечисление признаков, явлений

или на использование понятия в заданном контексте


     Задание направлено на проверку в первую очередь знания значений обществоведческих терминов, а также связанной с ними информации.
      Максимальный первичный балл за задание - 3, но если выпускник дал неправильное определение либо не дал его вовсе, то за все задание выставляется 0 баллов вне зависимости от наличия и качества двух предложений.

_

Наиболее распространенные ошибки в задании такого типа

      1) Выпускник составляет только два предложения, не давая определения. Действительно, само задание сформулировано таким образом, что можно не увидеть необходимость написать само определение термина. Но в задании такого типа всегда нужно писать ТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: первое содержит определение термина, два других - выполняют остальные требования задания .

      2) Выпускник начинает давать определение со слов "это когда". Такое начало определения выдает обыденный тип мышления выпускника и, как правило, не позволяет ему раскрыть значение понятия.

      3) Выпускник не выполняет требования оформления задания: например, вместо связанных предложений составляет схемы или таблицы, представляет в ответ не три предложения, а большой текст, в котором пытается изложить всё, что знает по теме.

_

Практические советы

      1. Внимательно прочитать задание (к примеру, в реальном ЕГЭ 2015 г. в одном из заданий выпускникам нужно было определить смысл понятия "безработица" и привести особенности циклической безработицы, и многие выпускники писали только определение циклической безработицы, в итоге получая 0 баллов).

      2. Составлять всегда три предложения в ответе на такое задание.

      3. Как давать определение?

     Любое определение состоит из двух частей:
    1) Характеристика термина по отношению к другим терминам. Обычно в качестве такой характеристики выступает родовое понятие, к которому относится определяемый объект (например, стул - предмет мебели, рубашка - предмет одежды, дядя - родственник, капитал - фактор производства, республика - форма правления и т.д.).
      2) Перечисление нескольких (желательно, не менее двух) характерных признаков данного термина, отличающих его от других терминов. 

      Можно разобрать это на простом примере: стул - предмет мебели (это характеристика стула по отношению ко всем остальным объектам), который состоит из ножек, сиденья и спинки (это отличает его от табуретки), не имеет подлокотников (это отличает его от кресла) и предназначен для сидения одного человека (это отличает его от дивана, софы и пр.).

      Как правило, любое определение из курса обществознания можно начать с одного из следующих слов

      - форма (например, конфликт - форма социального взаимодействия, представляющая собой открытое столкновение противоположно направленных интересов, идей, ценностей, взглядов);
     -  вид (например, экзистенциальные потребности - вид первичных потребностей, которые состоят в нужде в комфорте, безопасности, стабильности);
      - явление (например, безработица - социально-экономическое явление, при котором предложение на рынке труда превышает спрос);
      - совокупность или система (например, общество - совокупность людей и всех форм взаимоотношения между ними, которая обособилась от природы, но сохраняет с ней тесную связь);
      - институт (например, банк - особый экономический институт, аккумулирующий денежные средства и накопления, предоставляющий ссуды, займы, кредиты, проводящий денеждые расчёты между субъектами экономики).

      Поняв такую двучленную структуру определения и зная слова, с которых они, как правило, начинаются, легко дать определения почти любым обществоведческим терминам. Если, конечно, выпускник имеет о них представления.

      При этом, конечно, следует учесть, что предлагаемый подход является в известной мере упрощённым. Следует понимать, что не все термины могут быть определены через приведённые пять слов.

_

Примеры

      Далее приведены несколько правильных ответов на ряд заданий данного типа. Прежде чем открывать их и смотреть, попытайтесь самостоятельно продумать и записать свои ответы на каждое из заданий, а затем ознакомьтесь с эталонным ответом и поставьте себе оценку от 0 до 3 первичных баллов. Помните, что если определение дано совершенно неправильно или вовсе отсутствует, за все задание ставится 0 баллов.

      Пример 1.  Какой смысл обществоведы вкладывают в это понятие «федерация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об отличиях федерации от унитарного государства; одно предложение, содержащее информацию об отличиях федерации и конфедерации.

  •     Показать ответ
    • 1) смысл понятия, например: «федерация – форма государственно-территориального устройства, государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики, области)».
    • 2) одно предложение, содержащее информацию об отличиях федерации от унитарного государства, например: в отличие от унитарного государства, составные части федерации имеют определённую самостоятельность и собственное законодательство
    • 3) одно предложение, содержащее информацию об отличиях федерации и конфедерации, например: в отличии от конфедерации, составные части федерации не имеют права выхода в одностороннем порядке.


      Пример 2.  Какой смысл обществоведы вкладывают в это понятие «социальный лифт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных лифтах, и одно предложение, раскрывающее действие одного из социальных лифтов.

  •      Показать ответ
    • 1) смысл понятия, например: «социальный лифт – общественный институт, резко ускоряющий социальную мобильность индивида или группы»
    • 2) одно предложение, содержащее информацию о социальных лифтах, например: социальными лифтами являются брак, образование, война, революция, Интернет, спорт и пр.
    • 3) одно предложение, раскрывающее действие одного из социальных лифтов, например: благодаря достижениям в профессиональном боксе Н. Валуев смог начать политическую карьеру и стать депутатом Государственной думы VI созыва от партии «Единая Россия».

_

      Пример 3.  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре политической системы общества, и одно предложение, раскрывающее любую из функций политической системы общества.

  •      Показать ответ
    • 1) смысл понятия, например: «политическая система – совокупность политических институтов, организаций, социально-политических общностей, норм, ценностей и всех форм взаимосвязи между всеми субъектами политики.
    • 2) одно предложение, содержащее информацию о структуре политической системы общества, например: в структуре политической системы выделяется 4 подсистемы: институциональная, коммуникативная, нормативная, культурно-идеологическая.
    • 3) одно предложение, раскрывающее любую из функций политической системы общества, например: сущность мобилизационной функции политической системы заключается в направлении сил и средств общества для достижения поставленных целей и интересов.

_

      С некоторыми совершенно неправильными и курьезными ответами на это задание можно ознакомиться в разделе «Уголок школьного юмора» .
      Много заданий данного типа можно найти на сайте РЕШУЕГЭ .

  

     Посмотреть советы к выполнению других заданий второй части (бывшего блока "С") ЕГЭ по обществознанию:

Вернуться к меню сайта