Вернуться на главную страницу сайта

О себе
Фамилия
Мои наставники и любимые учителя
Научная работа
Мои достижения

Достижения моих учеников

История 

Обществознание

Самароведение

Материалы моих учеников

Уголок школьного юмора

Внеурочная деятельность «Исторические головоломки»

Школьные внеурочные мероприятия

Интеллектуальные игры

Марафон «Вехи истории»

Интегрированный проект «Честь имею»

Летняя многопрофильная школа «Пирамида»

 

Ассоциация на момент создания и сегодня
Ежегодные мероприятия САМП
Программа стажировок молодых педагогов
Взаимодействие с органами государственной власти, общественностью и СМИ
Деятельность САМП в 2013-2015 г.
Результаты работы. Наши партнёры
САМП в лицах
Неофициальная эмблема и гимн САМП

Образовательные стандарты:

Примерные программы:

Федеральный закон об образовании

Историко-культурный стандарт

Концепция Духонво-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 Об утверждении федерального перечня рекомендуемых учебников

Профессиональный стандарт педагога

ФГОС ООО

ФГОС С(П)ОО

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Задание № 25 (бывшее С5)

на перечисление признаков, явлений

или на использование понятия в заданном контексте


     Задание направлено на проверку в первую очередь знания значений обществоведческих терминов, умения давать определения, а также владение связанной с терминами информации.
      Максимальный первичный балл за задание - 3, но если выпускник дал неправильное определение либо не дал его вовсе, то за все задание выставляется 0 баллов вне зависимости от наличия и качества двух предложений.

_

Наиболее распространенные ошибки при выполнении задания такого типа

      1) Выпускник составляет только два предложения, не давая определения. Действительно, само задание сформулировано таким образом, что можно не увидеть необходимость написать само определение термина. Но в задании такого типа всегда нужно записать ТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: первое содержит определение термина, два других - выполняют остальные требования задания .

      2) Выпускник начинает давать определение со слов "это когда". Такое начало определения выдает обыденный тип мышления выпускника и, как правило, не позволяет ему раскрыть значение понятия.

      3) Выпускник не выполняет требования оформления задания: например, вместо связанных предложений составляет схемы или таблицы, представляет в ответ не три предложения, а большой текст, в котором пытается изложить всё, что знает по теме.

      4) Выпускник допускает в своём ответе формулировки, которые искажают смысл ответа либо не позволяют чётко понять формулируемую мысль, слишком расплывчатые формулировки или излишне упрощённые речевые обороты, показывающие бытовой уровень мышления (а не требуемый на экзамене научный).

_

Практические советы

      1. Внимательно прочитать задание (к примеру, в реальном ЕГЭ 2015 г. в одном из заданий выпускникам нужно было определить смысл понятия "безработица" и привести особенности циклической безработицы, и многие выпускники писали только определение циклической безработицы, в итоге получая 0 баллов).

      2. Составлять всегда три предложения в ответе на такое задание.

    3. Тщательно подходить к подбору слов и выражений собственной мысли. Нужно, чтобы выражаемая выпускником мысль была понятна не только ему, но и любому другому человеку (особенно эксперту, проверяющему работу). Поэтому нужно, во-первых, сформулировать текст ответа сначала на черновике, не менее двух раз прочитать его "взглядом со стороны" и только потом переносить на чистовик. Во-вторых, следует стараться писать научным или публицистическим стилем, использовать (но при этом только корректно!) обществоведческие термины, чтобы текст был по формулировкам похож на текст учебника, научной статьи или статьи в СМИ (следует избегать просторечий, слишком общих оборотов и т.д.).

      4. Как давать определение?

     Любое определение состоит из двух частей:
    1) Характеристика термина по отношению к другим терминам. Обычно в качестве такой характеристики выступает родовое понятие, к которому относится определяемый объект (например, стул - предмет мебели, рубашка - предмет одежды, дядя - родственник, капитал - фактор производства, республика - форма правления и т.д.). Очень важно понимать, что объяснение понятие через само понятие не засчитывается (например, не будет зачтено следующее определение: "сублимация - это когда человек сублимирует"). Также нежелательно использовать в определении родовое понятие, которое включено в формулировку задания: например, "трудовой договор – договор..."; "социальная норма –  норма…", "юридическая ответственность – это ответственность" и т.п. Такой ответ не засчитывается как полностью правильный по данной позиции, т.е. выпускник не может претендовать на получение максимального балла.
      2) Перечисление нескольких (обязательно не менее двух) характерных признаков (существенных характеристик) данного явления, отличающих его от других явлений.

      Можно разобрать это на простом (и ставшим уже классическим) примере: стул - предмет мебели (это характеристика стула по отношению ко всем остальным объектам), который состоит из ножек, сиденья и спинки (это отличает его от табуретки), не имеет подлокотников (это отличает его от кресла) и предназначен для сидения одного человека (это отличает его от дивана, софы и пр.).

      Как правило, любое определение из курса обществознания можно начать с одного из следующих слов

      - форма (например, конфликт - форма социального взаимодействия, представляющая собой открытое столкновение противоположно направленных интересов, идей, ценностей, взглядов);
     -  вид (например, экзистенциальные потребности - вид первичных потребностей, которые состоят в нужде в комфорте, безопасности, стабильности);
      - явление (например, безработица - социально-экономическое явление, при котором предложение на рынке труда превышает спрос);
      - совокупность или система (например, общество - совокупность людей и всех форм взаимоотношения между ними, которая обособилась от природы, но сохраняет с ней тесную связь);
      - институт (например, банк - особый экономический институт, аккумулирующий денежные средства и накопления, предоставляющий ссуды, займы, кредиты, проводящий денежные расчёты между субъектами экономики);
      - процесс (например, инфляция - процесс обесценивания денег (снижения их покупательной способности) и общего роста цен на товары и услуги, не связанный с улучшением их качества).

      Поняв такую двучленную структуру определения и зная слова, с которых они, как правило, начинаются, легко дать определения почти любым обществоведческим терминам. Если, конечно, выпускник имеет о них хоть какие-то представления. При этом, конечно, следует учесть, что предлагаемый подход является в известной мере упрощённым. Следует понимать, что не все термины могут быть определены через приведённые шесть слов.

     В определении важно привести не менее двух отличительных признаков (существенных характеристик) объясняемого явления. Следует учесть, что задание не требует полного научного определения понятия, поскольку в разных учебниках Федерального перечня Минобрнауки России даются различные по объему определения одних и тех же понятий. Поэтому выпускник получает возможность привести две любые сущностные характеристики понятия. При этом важно отделить действительно сущностные характеристики от несущественных: например, определение "общество - это обособившаяся от природы, но сохраняющая с ней связь часть материального мира" не будет зачтено как полностью верное, поскольку в нём упущена ключевая характеристика общества - что оно представляет собой совокупность людей, а также всех их взаимоотношений и форм объединений.
      В качестве существенных характеристик могут быть засчитаны:
     - верное определяющее слово (словосочетание), если оно принципиально верно передает родовую принадлежность понятия;
     - признаки понятия, выраженные в форме как его отличительных характеристик, черт, так и функций понятия, если они передают его сущность.
     Если, раскрывая смысл понятия, выпускник указывает какую-либо одну из нескольких его существенных характеристик, то это ведёт к потере одного балла. Таким образом, приводимое определение не должно быть слишком простым и кратким, а должно достаточно развёрнуто перечислять не менее двух сущностных характеристик объясняемого понятия.

     Также следует учесть, что
     - предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов;
     - предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

_

Примеры

      Далее приведены несколько правильных ответов на ряд заданий данного типа. Прежде чем открывать их и смотреть, попытайтесь самостоятельно продумать и записать свои ответы на каждое из заданий, а затем ознакомьтесь с эталонным ответом и поставьте себе оценку от 0 до 3 первичных баллов. Помните, что если определение дано совершенно неправильно или вовсе отсутствует, за все задание ставится 0 баллов.

      Пример 1.  Какой смысл обществоведы вкладывают в это понятие «федерация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об отличиях федерации от унитарного государства; одно предложение, содержащее информацию об отличиях федерации и конфедерации.

  •     Показать ответ
    • 1) смысл понятия, например: «федерация – форма государственно-территориального устройства, государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики, области)»;
    • 2) одно предложение, содержащее информацию об отличиях федерации от унитарного государства, например: в отличие от унитарного государства, составные части федерации имеют определённую самостоятельность и собственное законодательство;
    • 3) одно предложение, содержащее информацию об отличиях федерации и конфедерации, например: в отличии от конфедерации, составные части федерации не имеют права выхода в одностороннем порядке.


      Пример 2.  Какой смысл обществоведы вкладывают в это понятие «социальный лифт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных лифтах, и одно предложение, раскрывающее действие одного из социальных лифтов.

  •      Показать ответ
    • 1) смысл понятия, например: «социальный лифт – общественный институт, резко ускоряющий социальную мобильность, т.е. перемещение индивида или группы в социальной системе»;
    • 2) одно предложение, содержащее информацию о социальных лифтах, например: социальными лифтами являются брак, образование, война, революция, Интернет, спорт и пр.;
    • 3) одно предложение, раскрывающее действие одного из социальных лифтов, например: благодаря достижениям в профессиональном боксе Н. Валуев смог начать политическую карьеру и стать депутатом Государственной думы VI созыва от партии «Единая Россия».

_

      Пример 3.  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре политической системы общества, и одно предложение, раскрывающее любую из функций политической системы общества.

  •      Показать ответ
    • 1) смысл понятия, например: «политическая система – совокупность элементов, составляющих политический механизм формирования и функционирования власти в обществе»;
    • 2) одно предложение, содержащее информацию о структуре политической системы общества, например: в структуре политической системы выделяется 4 подсистемы: институциональная, коммуникативная, нормативная, культурно-идеологическая;
    • 3) одно предложение, раскрывающее любую из функций политической системы общества, например: сущность мобилизационной функции политической системы заключается в направлении сил и средств общества для достижения поставленных целей и интересов.

_

      С некоторыми совершенно неправильными и курьезными ответами на это задание можно ознакомиться в разделе «Уголок школьного юмора» .
      Много заданий данного типа можно найти на сайте РЕШУЕГЭ .

  

     Посмотреть советы к выполнению других заданий второй части (бывшего блока "С") ЕГЭ по обществознанию:

Вернуться к меню сайта