Вернуться на главную страницу сайта

О себе
Фамилия
Мои наставники и любимые учителя
Научная работа
Мои достижения

Достижения моих учеников

История 

Обществознание

Самароведение

Материалы моих учеников

Уголок школьного юмора

Внеурочная деятельность «Исторические головоломки»

Школьные внеурочные мероприятия

Интеллектуальные игры

Марафон «Вехи истории»

Интегрированный проект «Честь имею»

Летняя многопрофильная школа «Пирамида»

 

Ассоциация на момент создания и сегодня
Ежегодные мероприятия САМП
Программа стажировок молодых педагогов
Взаимодействие с органами государственной власти, общественностью и СМИ
Деятельность САМП в 2013-2015 г.
Результаты работы. Наши партнёры
САМП в лицах
Неофициальная эмблема и гимн САМП

Образовательные стандарты:

Примерные программы:

Федеральный закон об образовании

Историко-культурный стандарт

Концепция Духонво-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 Об утверждении федерального перечня рекомендуемых учебников

Профессиональный стандарт педагога

ФГОС ООО

ФГОС С(П)ОО

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Марафон "Вехи истории"

     Вы знаете, какой праздничный атрибут был запрещён в Российской Империи решением Святейшего Синода в 1915 году? А в чём разница между шашкой, саблей, шпагой и палашом, которые были на вооружении русской армии в 1812 году? Или какая героиня эпохи Смуты сумела спасти себе жизнь благодаря своему маленькому росту, спрятавшись под юбкой одной из своих преданных фрейлин? Какой русский император запретил зрителям в театре аплодировать или улюлюкать до того момента, пока он лично не покажет своего отношения к постановке?

  вехи

     История складывается из тысячи мелочей, в которых нужно увидеть тенденции, причинно-следственные связи. Можно вызубрить 5 или 15 причин отмены крепостного права из любого школьного учебника, но думать, что известие об этом событии было распространено по стране с помощью радио. Мелочи могут быть очень важны. Одной из важнейших задач образования является формирование целостной функциональной системы знаний о какой-либо исторической эпохе или крупном историческом событии на основе культурологического подхода.

     Одним из возможных путей интеграции знаний, кроме урока, является проведение интегрированных мероприятий во внеурочное время. Областной интеллектуальный марафон «Вехи истории» является интегрированным внеклассным мероприятием, посвящённым конкретному историческому событию или определённой исторической эпохе. Он объединяет учащихся и учителей — любителей истории, литературы и искусства г. Самары и Самарской области.

     Учредителями марафона «Вехи истории» являются Министерство образования и науки Самарской области, Самарское управление Министерства образования и науки Самарской области, Департамент образования администрации городского округа Самара, ФГОУ ВПО "Самарский государственный университет", ФГОУ ВПО "Поволжская государственная социально-гуманитарная академия", МБОУ Гимназия № 1 г.о. Самара. Пожалуй, основным инициатором создания марафона «Вехи истории» был первый директор Гимназии № 1 – Александр Фёдорович Каймаков.

     Основная роль в организации марафона «Вехи истории» принадлежит самарской Гимназии № 1, а внутри неё – кафедре общественных наук, которая разрабатывает 90% всех заданий для марафона. А поскольку темы марафонов почти никогда не повторяются (и даже если повторяются, то задания всё равно составляются новые), работа по разработке заданий представляет собой очень трудоёмкий, но интересный творческий процесс.

_

Историческая справка

     Марафоны «Вехи истории» проходят в Гимназии № 1 ежегодно с 2003 г. Первый городской Марафон «Вехи истории», который был посвящён эпохе Петра I, проходил 20 ноября 2003 г. в МБОУ Гимназия № 1. В марафоне приняли участие 50 человек из гимназии «Перспектива», школы № 27, школы № 100, школы № 54, школы № 12, школы № 102, гимназии № 3. Программа Марафона «Вехи истории» включала в себя несколько этапов:

  • психологический мини-тренинг, который проводили студенты Самарского Государственного Университета (нынешний "Самарский университет") и самарского педуниверситета (нынешний "Самарский государственный социально-педагогический университет") для выявления лидеров, на командообразование;

  • конкурсы в аудиториях по индивидуальным маршрутам команд;

  • финальное командное соревнование «Регата»;

  • конкурс для зрителей (во время конкурса для зрителей звучали вопросы, лично приготовленные председателями жюри Марафона, преподавателями вузов).

     К настоящему моменту марафон «Вехи истории» прошёл 12 раз. Каждый год у Марафона определённая тема – сюжет отечественной истории:

ГОД

НОМЕР и СТАТУС

ТЕМА

2003 год

I городской марафон

Эпоха Петра I

2004 год

II городской марафон

Эпоха Екатерины II

2005 год

I областной (III городской) марафон

Отечественная война 1812 года

2006 год

II областной (IV городской) марафон

Эпоха Александра II. Великие реформы

2007 год

III областной (V городской) марафон

Россия в начале XX века (1900—1914 гг.)

2008 год

IV областной (VI городской) марафон

Русь изначальная

2009 год

V областной (VII городской) марафон

«Великая Победа» (65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне посвящается)

2010 год

VI областной (VIII городской) марафон

«Бунташный век» (Россия при первых Романовых)

2011 год

VII областной (IX городской) марафон

Cмутное время (1598 - 1613)

2012 год

VIII областной (X городской) марафон

Отечественная война 1812 года (к юбилею)

2013 год

IX областной (XI городской) марафон

Первая мировая война

2014 год

X областной (XII городской) марафон

Победа в Великой Отечественной войне (к 70-летнему юбилею Великой Победы)

2015 год

гимназический марафон

Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.)

2016 год

XI областной (XIII городской) марафон

«1917 год: от Февраля к Октябрю» (предстоящему 100-летию Революции 1917 года посвящается)

 

Участники марафона

     Год от года меняются не только темы этого интеллектуального праздника, но и статус самого Марафона. Если в I Городском марафоне участвовало 50 учащихся из 6 самарских школ, то уже на следующий год в «Вехах истории» приняли участие 120 человек из 26 самарских школ. С 2005 года Марафон перерос рамки городского мероприятия и превратился в праздник областного масштаба, так как его участниками стали школьники из образовательных учреждений губернии.

     Участники интеллектуального интегрированного марафона «Вехи истории» — учащиеся 9-10 классов общеобразовательных учреждений города и области. Игра имеет ограничения по количеству участников (от одного учебного заведения может быть представлено не более 5 учащихся, в 2013 г. – не более 2 человек от образовательного учреждения).

Учебный год

Число образовательных учреждений-участников

Число учащихся-участников

Положения и отчёты

2008-2009 учебный год

49

242

 

2009-2010 учебный год

41

189

Положение 2009

Отчёт 2009

2010-2011 учебный год

49

230

Отчёт 2010

2011-2012 учебный год

67

208

Положение 2011

2012-2013 учебный год

65

195

Отчёт 2012

2013-2014 учебный год

 

180

Положение 2013

2014-2015 учебный год

61

131

Положение 2014

Отчёт 2014

2015-2016 учебный год

1
(марафон проводился только
для обучающихся МБОУ Гимназия № 1)

100

2016-2017 учебный год

Положение 2016

 

Особенности марафона «Вехи истории»

     Главной особенностью марафона «Вехи истории» является сочетание трёх значимых составляющих: коммуникативной (сплочение школьников-участников марафона), творческой (все марафоны «Вехи истории» всегда включают в себя несколько театрализованных представлений) и познавательной (распространение знаний по истории, развитие исторического мышления, популяризация исторической науки). Немного подробнее о каждой из этих составляющих.

  • Коммуникативное направление имеет целью развитие у участников марафона умения общаться, работать в команде и совместно решать задачи. Уникальность Марафона «Вехи истории» заключается в том, что он стал первым городским интеллектуальным состязанием, в котором команды представляют не учебные учреждения или районы города, а формируются случайным образом из учащихся разных образовательных учреждений города. После регистрации с помощью жеребьёвки определяется, в какую из команд будет входить каждый из школьников-участников марафона. То есть, учащиеся разных школ перемешиваются, в команде участвуют дети, которые не знакомы друг с другом. Поэтому на первом этапе марафона с командами работают психологи Гимназии № 1, а также студенты-психологи СамГУ и ПГСГА: с помощью психологических заданий проходит распределение функциональных обязанностей в команде, выявляются лидеры в образовательных областях, выбираются организационные координаторы команды. В продолжение всего марафона команду сопровождает тренер из числа психологов, студентов.

  • Творческая составляющая направлена на «оживление» истории с помощью театрализации, которая помогает участникам марафона «вживаться» в историческую эпоху, которой посвящена игра. Элементы театрализации в соответствии с темой данной игры присутствуют на каждом марафоне: открытие Марафона проходит в виде костюмированного представления как по отдельным «точкам» встречи участников, так и на церемонии открытия в зале. К примеру, в 2009 г., когда марафон был посвящён 65-летию Великой Победы, в фойе гимназии перед открытием Марафона гости могли посмотреть выступление фронтовой концертной бригады, после объявления «воздушной тревоги» учащиеся были отправлены в «бомбоубежище» (подземный тир) и подробно проинструктированы о том, как вести себя во время артобстрела; в одном из холлов гимназии была представлена жизнь партизанского отряда. В фойе гимназии работала фотогалерея героев Великой Отечественной войны, фотовыставка военной фотографии и плаката. На открытии праздника учащимися и учителями гимназии № 1 было подготовлено театрализованное представление «Дети и война».

  • Познавательная составляющая направлена на развитие исторических знаний и логических навыков у детей на конкретном историческом материале. Она направлена на достижение главной цели марафона – сформировать у учащихся целостный взгляд на определённую историческую эпоху, чтобы из мозаики фактов, личностей и деталей сложилась единая картина. Поэтому после встречи участников марафона, распределения их по командам, церемонии открытия и психологического тренинга начинается основной этап игры – путешествие команд по станциям, где они решают исторические задачки, подготовленные в основном кафедрой общественных наук МБОУ Гимназия № 1. На выполнение заданий Марафона на каждой станции отводится 20 минут. За годы проведения марафона сложились традиционные станции «Вех истории»: «События», «Личности», «Внешняя политика и дипломатия», «Военные события и военное дело», «Общественное движение», «Наука», «Культура», «Искусство», «Литература». На каждой из станциях команды выполняют задания разных типов: задания на работу с иллюстративным материалом, задания на работу с историческим источником, задания на анализ фрагментов научных текстов и художественных произведений, на работу с видеороликами и т.д. В ходе движения по станциям команды набирают основное количество баллов. Затем проводится финал: сначала командный финал («Регата» в форме спортивного «Что? Где? Когда?»), затем личное первенство (в формате «Своей игры»).

 

Победители марафона

     По итогам проведения марафона выделяются следующие победители:

  • командный зачёт: дипломы и призы получают команды, занявшие I, II и III места (по сумме баллов на станциях и в финальной «Регате»);

  • личное первенство: по результатам финального конкурса в индивидуальный зачёт (в формате программы «Своя игра») выбирается сначала пятёрка финалистов, а затем абсолютный чемпион «Вех истории», а также награждается лучший из зрителей;

  • номинация «Лидер команды»: победитель в этой номинации в каждой команде определяется студентом-психологом, который сопровождает команду во время её движения по станциям.

 

Моё участие в марафоне «Вехи истории»

     Впервые я принял участие в проведении марафона «Вехи истории» в 2011 г., когда ещё будучи студентом 5 курса исторического факультета Самарского государственного университета проходил педагогическую практику в Первой гимназии. Марафон «Вехи истории» традиционно проводится в ноябре-декабре, чтобы привлечь к его проведению студентов вузов, которые проходят педпрактику в Гимназии № 1. Тогда я ещё не знал, что буду работать именно в Первой Гимназии Самары.

     С начала моей работы в Гимназии я принимал участие в составлении вопросов и проведении «Вех истории». В 2013 г. я выступил с инициативой изменить формат финального личного первенства и конкурса для зрителей, переведя его в форму викторины «Своя игра». Вопросы финала разбиты на 6 тем, в каждой из которых по 5 вопросов различной «стоимости», которую «зарабатывает» игрок, правильно ответивший на вопрос. Новые правила позволяют победить в личном первенстве любому из участников марафона: достаточно во время финала войти в 5-ку самых результативных, а потом набрать очков больше, чем другие. В 2013-2014 гг. я составлял вопросы для финалов марафона в таком формате. Посмотреть и поиграть в эти вопросы прямо здесь, пройдя по соответствующих ссылкам:

  

«Своя игра» на марафоне «Вехи истории - 2014»

«Своя игра» на марафоне «Вехи истории - 2014»

«Своя игра» на марафоне «Вехи истории - 2014»

Также информацию о марафоне «Вехи истории» можно получить на соответствующей страничке сайта Гимназии № 1 вот здесь .

Вернуться к меню сайта