Меняем ФГОСы общего образования: хронология событий

Опубликовано Декабрь 10, 2019

Предыстория. Действующие сегодня федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования, которые в российской школе называют "стандартами второго поколения", были утверждены и введены в действие Министерством образования и науки Российской Федерации 10 лет назад: ФГОС НОО (начальное образование: 1-4 классы) – 6 октября 2009 года, ФГОС ООО (основное общее образование: 5-9 классы) – 17 декабря 2010 года, ФГОС СОО (среднее общее образование или "старшая школа": 10-11 классы) – 17 мая 2012 года. На их реализацию была направлена (без преувеличения) основная методическая работа всех российских школ последние 10 лет: не пересчитать количества проведённых семинаров, круглых столов, конференций, курсов повышения квалификации учителей и прочих мероприятий, посвящённых "внедрению ФГОС второго поколения". За это время во ФГОСы несколько раз вносились точечные изменения. Так, в конце 2015 года в ФГОС ООО и ФГОС СОО были внесены изменения в части содержания адаптированных образовательных программ и результатов изучения некоторых учебных предметов. С содержанием действующих ныне ФГОСов можно ознакомиться на сайте https://fgos.ru/

Впервые понятие "образовательный стандарт" в нашей стране появилось в 1992 году с введением федерального закона РФ "Об образовании". Принципиальное отличие стандарта от программ в том, что стандарт устанавливает требования к образовательным результатам, а программа – к содержанию (состав и объём) учебного материала. Цель стандарта – определить результаты образования и условия их достижения, обеспечив единство образовательного пространства в стране. Значение ФГОСов заключается в том, что они определяют совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. Основная образовательная программа – важнейший документ любой образовательной организации, определяющей содержание образование и важнейшие подходы к его реализации. Составленные на основе действующих ФГОСов примерные основные образовательные программы (ПООП) можно изучить на сайте https://fgosreestr.ru/. Основная образовательная программа школы конкретизируется в рабочих программах по учебным предметам, которые ежегодно составляют все учителя. Таким образом, ФГОСы общего образования - важнейшие документы, определяющие:

  • требования к структуре основных образовательных программ (в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса);
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ (в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям);
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

 

ФГОСы второго поколения пришли на смену федеральному компоненту государственных образовательных стандартов НОО, ООО и СОО, утверждённому в 2004 году (ФК ГОС считается "первым поколением" стандартов общего образования). В основу ФГОСов второго поколения положен системно-деятельностный подход и концепция развития универсальных учебных действий (УУД), разработанная Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым и другими специалистами под руководством А.Г. Асмолова. Таким образом, ФГОСы второго поколения - продукт в первую очередь Российской академии образования (РАО) и Российской академии наук (РАН).

ФГОСы второго поколения ориентировали общее образование на развитие у детей умений учиться, решать различные постоянно меняющиеся задачи, на развитие способностей к саморазвитию и самосовершенствованию. Предметные знания, умения и навыки в этой концепции рассматривались как важный элемент образования, но именно как средство достижения более значимых результатов - метапредметных ("надпредметных") и личностных; знания рассматриваются не как самоцель, а как инструмент решения различных задач. Такой подход базируется на современных представлениях об информационном (постиндустриальном) обществе, в котором конкретные знания имеют свойство быстро устаревать, поэтому важнее оказывается умение приобретать и обновлять знания, применять их на практике, а не воспроизводить наизусть изученное ранее. Именно школьные ФГОСы второго поколения актуализировали задачи установления межпредметных связей, обучения проектной деятельности и реализации проектов, внедрения внеурочной деятельности.

Курс на изменение ФГОСов общего образования был заявлен Министерством образования и науки России ещё в 2018 году. Был разработан проект единого образовательного стандарта для начальной и средней школы, который по результатам рассмотрения на заседании Совета Минобрнауки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам в марте 2018 года был отправлен на доработку. После публикации проекта ФГОС с его критикой выступило объединение учителей литературы "Гильдия словесников" в открытом письме, утверждая, что новая редакция ФГОС лишает школу вариативности построения программ и излишне перегружает школьников, а в части, в которой стандарт относится к учебному предмету "Литература", утверждая, что "преподавание литературы профанируется" и "становится неинтересным ни школьникам, ни учителям".

Поручение Президента РФ. В "Перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию" от 20 февраля 2019 года, опубликованных на сайте Кремля, содержалось поручение Президента РФ В.В. Путина Правительству РФ: "обновление федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ, в том числе с учётом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации". Ответственным был назначен Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, срок исполнения – 1 декабря 2019 года. Семь приоритетов научно-технологического развития выделены в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённой Президентом РФ 1 декабря 2016 года (в их числе переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, к персонализированной медицине высокотехнологичному здравоохранению, к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам, возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук). Очевидна связь этого поручения с поставленной ранее Президентом РФ В.В. Путиным задачей обеспечить вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году, зафиксированной в указе "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 7 мая 2018 года.

Следует учесть, что, по замечанию доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО М.В. Богуславского в его статье в "Учительской газете", "начиная с 2014 года это уже четвертое, по сути, идентичное поручение или обращение Президента РФ по поводу обновления федеральных государственных образовательных стандартов".

Первая редакция и первый этап общественного обсуждения. 29 марта 2019 года на сайте www.preobra.ru Министерство просвещения РФ опубликовало первую редакцию проектов обновлённых ФГОСов начального общего и основного общего образования. "Главное направление обновления – конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету", – отмечали в Минпросвещения. Проекты ФГОС внесли на рассмотрение министерства Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Московский педагогический государственный университет (МПГУ) и Московский городской педагогический университет (МГПУ). Тогда же стартовало общественное обсуждение проектов, которое завершилось 29 апреля 2019 года, а в середине мая были подведены его итоги. На платформе www.preobra.ru зарегистрировалось свыше 157 тысяч человек, а общее число просмотров документов превысило 717 тысячу. По итогам обработки данных собрано более 1000 комментариев и 2000 предложений по совершенствованию ФГОС начальной школы, а также свыше 4200 комментариев и 5603 предложения по стандартам основного общего образования.

15 августа 2019 года в ходе совещания работников образования и науки Татарстана заместитель министра просвещения РФ И.П. Потехина сообщила, что Минпросвещения России утвердит обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты до декабря текущего года. 

Вторая редакция и второй этап общественного обсуждения. По итогам проведённого общественного обсуждения 3 сентября 2019 года Министерство просвещения РФ опубликовало доработанные проекты ФГОС начального общего образования и основного общего образования на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Изучить доработанные проекты (т.е. их вторую редакцию) можно по ссылкам: проект ФГОС НОО, проект ФГОС ООО. В пояснительных записках указано, что существенным отличием проектов новых ФГОС является детализация предметных результатов освоения 9 учебных предметов (ФГОС НОО) и 16 учебных предметов (ФГОС ООО). Период общественного обсуждения новых ФГОСов завершился 18 сентября 2019 года.

18 сентября 2019 года члены Комитета гражданских инициатив и эксперты выступили с заявлением, в котором отмечается, что проекты новых ФГОСов "носят архаичный и имитационный характер", а "принятие этих проектов в существующем виде не решает ни одной действительно актуальной школьной проблемы, но, напротив, формирует новые риски и для школы, и для общества в целом". Под документом поставили подписи, в числе прочих, А.Н. Архангельский, Е.Ш. Гонтмахер, Ю.С. Гусман, В.В. Познер, Н.К. Сванидзе, И.Ю. Юргенс.

Негативную оценку новых проектов образовательных стандартов дали в Сети заслуженный учитель РФ Е.А. Ямбург (назвав их "попыткой впихнуть невпихуемое"), заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.Г. Асмолов (назвав их "ядерной бомбой для взрыва мостов между поколениями", а также "возвращением к образовательному стандарту 1964 года", "ФГОСом юрского периода"), директор центра образования № 686 «Класс-Центр» С.З. Казарновский, академик РАО и доктор педагогических наук В.А. Болотов ("Почитайте эти ФГОСЫ и предложения - детей не жалко?"), руководитель образовательного центра "Сириус" Е.В. Шмелева (направила вице-премьеру по вопросам социальной политики Т.А. Голиковой обращение с просьбой снять проекты ФГОСов с портала правовой информации regulation.gov.ru и поручить Министерству просвещения РФ их доработку, поскольку их нынешняя редакция не ориентирована на приоритеты научно-технологического развития страны, междисциплинарное обучение).

15 ноября 2019 года Российская академия образования (РАО) направила в Минпросвещения РФ письмо с результатами экспертизы проектов ФГОСов, проведённой специально созданным советом РАО (в его составе действовали 5 комиссий и 17 рабочих групп, более 300 экспертов). В письме приведено 13 замечаний, хотя в общей сложности совет РАО сформулировал более 500 замечаний. Совет РАО отметил большую проделанную работу разработчиков, но пришёл к выводу, что оба проекта требуется подвергнуть существенной доработке и затем направить на повторное обсуждение. По замечанию научного руководителя института проблем образовательной политики "Эврика", главного редактора газеты "Вести образования" А.А. Адамского, такое случилось впервые с момента создания в 1943 году Академии педагогических наук РСФСР (преемником которой является РАО): академия дала отрицательную экспертизу проекту министерства. Первый замминистра просвещения П.С. Зенькович заявил РБК, что экспертиза РАО единственная отрицательная из полученных министерством, причём замечания в письме РАО "носят очень общий характер", отметив также, что министерство рассчитывает на продолжение партнерских отношений с РАО.

Финишная прямая. 28 ноября 2019 года специально созданный ранее Совет по федеральным государственным образовательным стандартам при Минпросвещения России рассмотрел и одобрил обновлённые стандарты общего образования с последующей доработкой и утверждением. Таким образом, если совет РАО предложил направить нынешние редакции проектов ФГОС на доработку с последующим обсуждением перед утверждением, то Совет при Минпросвещения принял решение их доработать и утвердить без нового обсуждения в обществе и профессиональной среде. В состав Совета, возглавляемого Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой, входят представители федеральных органов исполнительной власти (в том числе четыре заместителя Министра просвещения РФ - П.С. Зенькович, В.С. Басюк, Т.Ю. Синюгина, И.П. Потехина, а также директор ФИПИ О.А. Решетникова, руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов, представители Минстроя, МВД, Минтранса, Минздрава, Минспорта и Минкультуры), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций, объединений работодателей и общественных организаций (в том числе ректор "МПГУ" А.В. Лубков, председатель Общероссийского профсоюза образования Г.И. Меркулова и другие). Первый заместитель Министра просвещения П.С. Зенькович предложил сделать датой вступления новых стандартов 1 сентября 2021 года, отметив, что "нам предстоит колоссальная работа по подготовке и направлению методических рекомендаций в органы власти субъектов, разъяснительной работе, как жить с новыми ФГОС". По сообщениям СМИ, на заседании Совета 28 ноября с предложением не принимать проекты ФГОСов, а отправить их на доработку с последующим обсуждением, выступили члены совета ректор "МГПУ" И.М. Реморенко и исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее" П.Г. Положевец. Также, по сообщению А.Г. Осмолова, некоторые члены Совета, в том числе ректор "НИУ "ВШЭ" Я.И. Кузьминов, ректор "РАНХиГС" В.А. Мау, не явились на заседание Совета, чтобы не оказаться как-либо связанными с принятием документа.

5 декабря 2019 года на съезде Российского книжного союза Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева выразила надежду, что доработка проектов ФГОС НОО и ФГОС ООО будет завершена к 1 января 2020 года, добавив, что в связи с этим 1 января "встанет вопрос о написании новых учебников".

6 декабря 2019 года Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев подписал распоряжение об освобождении И.П. Потехиной от должности заместителя министра просвещения РФ по её просьбе.

9 декабря 2019 года, накануне заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Председатель постоянной комиссии по науке и образованию Совета, доктор психологических наук, академик РАО, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.Г. Асмолов опубликовал письмо Президенту РФ В.В. Путину "О рисках для детей, учителей и страны принятия стандартов некачественного образования". В письме А.Г. Асмолов констатирует стремление Минпросвещения как можно быстрее утвердить новые стандарты, несмотря на массу критических замечаний со стороны авторитетных экспертов в образовании, указывает на пять основных рисков принятия проектов стандартов в нынешней редакции, а также предлагает создать вневедомственную комиссию переработке содержания ФГОС школьного образования, которая предложит обновлённый проект стандартов к 1 июля 2020 года. В новую комиссию должны войти не только чиновники и руководство вузов, но и практикующие учителя, представители вузовской общественности, Российской академия наук, Российской академии образования. К письму прилагается ёмкая аналитическая записка с критикой нынешней редакции проектов ФГОС в 15 пунктах.

10 декабря 2019 года, в Международный день прав человека, в Кремле состоялось заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека под председательством Президента России В.В. Путина. На заседании А.Г. Асмолов обратил внимание Президента РФ на сложившуюся вокруг проектов новых образовательных стандартов сложную ситуацию, сообщив, что "принятие стандартов, после которых школа станет еще более сложной и не интересной для детей, стандартов, где за школьными предметами не видят личности, – очень большой риск для России". Он повторил своё предложение создать вневедомственную комиссию по разработке новых ФГОСов, которая бы "минимизировала риски введения научно необоснованных стандартов" (полная стенограмма здесь). Президент В.В. Путин ответил: "Я ваши опасения разделяю и ваши предложения поддерживаю". Все предложения и поручения по итогам заседания будут зафиксированы в протоколе, "а мы потом с этим поработаем", – добавил Владимир Путин. (К слову, год назад на заседании этого же Совета 11 декабря 2018 года, А.Г. Асмолов выступил с критикой сокращения списка учебников, а также указал на позитивные результаты реализации действующих ФГОСов, особенно в начальной школе, обосновывая нецелесообразность принятия новых стандартов: "Всё время идёт какой‑то спринт в принятии решений. Мы приняли стандарты совсем недавно, и тут же надо их менять, причём менять столь быстро и механистично, не учитывая мнения экспертного сообщества".)

Протокол по итогам заседания пока не опубликован, официальной реакции со стороны Минпросвещения пока не поступило.

Таким образом, к настоящему моменту Министерством просвещения РФ было представлено две редакции новых ФГОСов начального и основного общего образования, проведены их общественные обсуждения, многие авторитетные эксперты выступили с критикой проектов стандартов и предложением сформировать качественно новую комиссию по их доработке. Поставленный Президентом срок исполнения поручения - 1 декабря 2019 года - не выдержан, Минпросвещения продолжает держать курс на скорейшее утверждение второй редакции стандартов и стремится не замечать критики, но за три недели до Нового года Президент выразил согласие с опасениями А.Г. Асмолова в связи с введением новых стандартов в этой редакции.

"Заседание продолжается…, господа присяжные заседатели!"

 

О себе
Фамилия
Мои наставники и любимые учителя
Научная работа
Мои достижения

Достижения моих учеников

История 

Обществознание

Самароведение

Материалы моих учеников

Уголок школьного юмора

Внеурочная деятельность «Исторические головоломки»

Школьные внеурочные мероприятия

Интеллектуальные игры

Марафон «Вехи истории»

Интегрированный проект «Честь имею»

Летняя многопрофильная школа «Пирамида»

 

Ассоциация на момент создания и сегодня
Ежегодные мероприятия САМП
Программа стажировок молодых педагогов
Взаимодействие с органами государственной власти, общественностью и СМИ
Деятельность САМП в 2013-2015 г.
Результаты работы. Наши партнёры
САМП в лицах
Неофициальная эмблема и гимн САМП

Образовательные стандарты:

Примерные программы:

Федеральный закон об образовании

Историко-культурный стандарт

Концепция Духонво-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 Об утверждении федерального перечня рекомендуемых учебников

Профессиональный стандарт педагога

ФГОС ООО

ФГОС С(П)ОО

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Вернуться к меню сайта