Общественное обсуждение Профстандарта педагога и проекта Национальной системы учительского роста

Опубликовано Декабрь 30, 2016

Новые учительские должности («старший учитель», «ведущий учитель»):
Вопросов больше, чем ответов

20 декабря 2016 г. на базе Московского государственного психолого-педагогического университета прошла Всероссийская конференция по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога (воспитателя и учителя). На съезд были приглашены самые разные представители педагогической общественности из различных уголков страны. Кстати, именно разнородность аудитории доставила значительные трудности на первом круглом столе «с участием экспертов и учителей года», на котором мне выпала честь присутствовать. Дело в том, что из зала многократно задавались вопросы от музыкальных руководителей детских групп, представителей дошкольных и средних специальных образовательных организаций, к которым обсуждаемый на конференции профстандарт воспитателя и учителя отношения не имеет. Значительная часть времени ушла на разъяснение, что для этих профессий будут разработаны или уже разработаны соответствующие профстандарты, но сами эти вопросы и ответы ещё больше запутывали присутствовавших.

Но обо всём по порядку. На пленарном заседании были зачитаны приветствия от министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой и заместителя министра труда и социальной защиты РФ Л.Ю. Ельцовой, выступали представители от Всероссийского профсоюза образования.

Я сидел в ожидании того, что узнаю конкретные подробности по поводу процесса внедрения профстандарта, произошедшие в этом процессе изменения и самое главное – что я узнаю и смогу сообщить коллегам детали проекта «Национальной системы учительского роста» (НСУР). Поручение подготовить такой проект дал Министерству образования Президент В.В. Путин на Государственном Совете 23 декабря 2015 г. Весь 2016 год до меня долетали самые разные слухи о том, каков именно будет этот проект: кто-то говорил, что вместо «соответствия должности, первой категории и высшей категории» введут другую систему из большего количества категорий, кто-то говорил о введении новых должностей – «старший учитель», «учитель-методист» и т.д. Именно подробностей о проекте НСУР я ждал больше всего.

Всем участникам конференции 20 декабря в персональных папках раздали табличку на двух скреплённых степлером листах, которая называлась «Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников». Самое важное было на последней страничке, на которой представлена «Таблица соответствия должностей и трудовых функций уровневого профессионального стандарта педагога». Суть в том, что предлагается помимо должности «учитель» ввести две новые должности: «старший учитель» и «ведущий учитель». Таким образом, складывается иерархия: от «простого» учителя на низшей ступеньке нашей «карьерной лестницы» через «старшего учителя» к «ведущему учителю». Из таблички следовало, что три эти должности будут иметь разные обобщённые трудовые функции: ключевой глагол в описании функции «просто» учителя – «осуществление» (обучения детей, взаимодействия с родителями и коллегами), ключевой глагол для «старшего учителя» – «проектирование» (программ развития УУД, программ учебных предметов и курсов, программ коррекционной работы и т.д.), ключевые глаголы для «ведущего учителя» – «координация» (деятельности других педработников) и «организация» (деятельность участников образовательного процесса). Больше никакой информации в раздатках не было, но сверху было написано «В рамках реализации государственного задания Минобрнауки», а снизу со значком © стояла надпись «ФГБОУ ВО МГППУ», из чего можно сделать вывод, что данный проект разработан именно в МГППУ.

Итак, все делегаты получили такие раздатки, начали обсуждать их в кулуарах и ждать подробностей. Шутка ли, ведь речь идёт о будущем миллиона с лишним учителей России, у которых – зарплаты, семьи, дети, карьерные планы и т.д.

Но этой темы коснулся в своём выступлении только руководитель группы разработчиков профстандарта педагога Е.А. Ямбург, назвав эти новые должности и представив два обоснования их введения. Во-первых, эта реформа должна привести к восприятию учительской профессии как карьерной, в которой можно делать карьеру. Теперь учитель будет видеть перспективу не только замдиректора и директора школы (что не для всех достижимо, а также выдвигает разные требования: иногда посредственный учитель становится отличным администратором, и отличный учитель – посредственным администратором), но и две новые должности. Во-вторых, реформа должна создать условия для того, чтобы опытные учителя, владеющие «передовыми практиками», могли без потери в зарплате значительную часть времени отдавать обучению других учителей. Именно на втором обосновании акцентировал внимание Е.А. Ямбург: важным условием внедрения профстандарта является переобучение учителей, распространение в их среде лучшего опыта, чем и смогут заняться «ведущие учителя», когда не должны будут вести минимум 18 часов уроков.

И всё! Больше никаких подробностей об этом проекте. А поскольку вопрос вполне животрепещущий, то участники конференции начали задавать вопросы. Вышло так, что вопросов оказалось больше, чем ответов, что в итоге признал в заключительном слове по итогам круглого стола Е.А. Ябмург. Ваш покорный слуга также приложил ряд усилий, чтобы получить более ясное представление о том, что нас ждёт совсем скоро. Вступление профстандарта педагога (учитель, воспитатель) в силу перенесено приказом Минтруда от 15 декабря 2016 г. с 1 января 2017 г. на 1 сентября 2019 г., а это значит, что с 1 сентября 2019 г. директора школ получать возможность вводить эти новые предполагаемые должности в школах.

Не передавая весь ход обсуждения, подведу итог – что мы имеем в «сухом остатке», если выжать «тысячи тонн словесной руды», произнесённых на конференции. Сами участники разработки проекта в кулуарах признались, что пока никакой конкретики нет, в том числе в связи с кадровыми изменениями в Минобрнауки.

Итак, предполагается ввести три новые должности.

Должности

Требования и трудовые функции

учитель

базовый уровень квалификации (в соответствии с полученным образованием): знание учителем своей профессиональной области, умение спланировать и провести урок, организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, владение методиками воспитательной работы

старший учитель

не только обладает всеми квалификациями учителя, но и владеет «передовыми педагогическими практиками» и может делиться ими с коллегами; он строит свою работу на основе анализа конкретного контингента учащихся и способен проектировать индивидуальные образовательные программы детей и оказывать помощь коллегам в их реализации

ведущий учитель

координирует работу команды учителей и других специалистов (логопедов, дефектологов, психологов и т.д.), а также родителей, но главная его задача – не столько учить детей, сколько транслировать коллегам свой передовой педагогический опыт

Таким образом, по словам самих разработчиков, «просто» учитель – это, условно говоря, нынешнее «соответствие должности», а «ведущий учитель» «похож» не нынешнего председателя методобъединения. «Ведущий учитель» – это профи, которых должно быть всего не более 4-5%. Цитирую из «Модели», представленной на сайте стандартпедагога.рф: «Легко заметить, что старший и ведущий учитель осуществляют методические и управленческие функции. Но их отличие перед классическими администраторами заключается в том, что оба являются играющими тренерами. Продолжая непосредственно работать с детьми, они развиваются сами и личным примером увлекают за собой коллег». Причём, опять же по словам разработчиков, ведущий учитель будет экстерриториальным, т.е. будет передавать свои передовые педагогические практики не только учителям его школы, но с учителями других школ. Но совершенно непонятно, какой смысл директору школы иметь у себя на ставке такого «экстерриториального профи»? Каким образом он будет координировать деятельность родителей, не будучи «привязан» к определённым классам, также непонятно. И главный вопрос, который задали себе все участники конференции: чем функции «ведущего учителя» отличаются от функций завуча?

На эти вопросы пока ответов нет даже у разработчиков проекта. Как, впрочем, и многие другие вопросы.

Точно известно, что останутся неизменными почётные звания и что неизменной останется система категорий: соответствие, первая, высшая. Но как эти категории будут соотноситься с новыми должностями? Только ли обладатели высшей категории смогут получить должность «старшего учителя» и «ведущего учителя»? Сообщалось, что планируется реформирование и унификация порядка аттестации учителей на категории по всей стране, но непонятно, каким именно будет новый единый порядок?

Предполагается, что между новыми учительскими должностями будет значительный разрыв в уровне оплаты. Но какой именно – неизвестно. Равно как неизвестно, будет ли привязана зарплата по этим новым должностям к средней по региону?

Разработчики указали, что новые должности лица будут назначаться на определённое время. Но на какое именно время? Как и на каком основании можно будет сместить человека с этих должностей? И главное – как именно на эти должности будут назначаться? Разработчики заявили, что директор сможет назначать на эти должности только учителей, которые прошли некую экспертизу со стороны профессиональной педагогической общественности. В качестве организации, которая могла бы проводить такую экспертизу, называется созданная в 2015 г. общественная организация Педагогическая Ассоциация «Педагог XXI века», президентом которой является Е.А. Ямбург. Но согласился ли государство в лице Минтруда и Минобрнауки поделиться с общественной организацией полномочиями допуска или недопуска человека к должности? На этот вопрос пока также нет ответа. Хотя сами разработчики подчёркивают: если не будет внедрена эта процедура профессиональной общественной экспертизы, то нет никакого смысла проводить эту реформу.

Итак, с одной стороны, есть распоряжение Президента В.В. Путина о НСУР, есть теперь и конкретный проект. И предполагается, что он будет проведён в жизнь вместе с вступлением в силу профстандарта педагога с 1 сентября 2015 г. Но с другой стороны, в проекте пока многое непонятно самим разработчикам. Также следует учесть, что введение новых должностей – это полномочие не Минтруда и не Минобрнауки, а Правительства РФ, поэтому в случае реализации проекта необходимо будет постановление Правительства. Но и в этом случае следует учесть, что в соответствии с действующим законом «Об образовании в РФ», именно в компетенции директора школы находится штатное расписание. То есть даже в случае принятие постановления Правительства РФ о новых учительских должностях, именно конкретный директор школы будет решать, ввести ли новые должности в своей школе или нет, а также сколько ставок по какой должности вводить.

Нам с Вами следует показать гражданскую позицию педагогической общественности по поводу нововведений и принять активное участие в общественном обсуждении проекта новых учительских должностей, что можно сделать на сайте стандартпедагога.рф. Общественное обсуждение идёт с 14 ноября 2016 г. Можно и нужно не только скачать проект реформы, но и задать интересующие вопросы, а также (и это самое важное) высказать собственное мнение. Ведь работать в новых условиям придётся нам с Вами! Будем верить, что нас услышат. 

О себе
Фамилия
Мои наставники и любимые учителя
Научная работа
Мои достижения

Достижения моих учеников

История 

Обществознание

Самароведение

Материалы моих учеников

Уголок школьного юмора

Внеурочная деятельность «Исторические головоломки»

Школьные внеурочные мероприятия

Интеллектуальные игры

Марафон «Вехи истории»

Интегрированный проект «Честь имею»

Летняя многопрофильная школа «Пирамида»

 

Ассоциация на момент создания и сегодня
Ежегодные мероприятия САМП
Программа стажировок молодых педагогов
Взаимодействие с органами государственной власти, общественностью и СМИ
Деятельность САМП в 2013-2015 г.
Результаты работы. Наши партнёры
САМП в лицах
Неофициальная эмблема и гимн САМП

Образовательные стандарты:

Примерные программы:

Федеральный закон об образовании

Историко-культурный стандарт

Концепция Духонво-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 Об утверждении федерального перечня рекомендуемых учебников

Профессиональный стандарт педагога

ФГОС ООО

ФГОС С(П)ОО

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Вернуться к меню сайта