Презумпция невиновности учителя

Опубликовано Май 10, 2016

Презумпция невиновности учителя, или мелочь мелочи рознь

Сегодня, 10 мая 2016 г., мне позвонили из РИА Новости и попросили прокомментировать начинающийся скандал с учительницей начальных классов из Златоуста, обвинённой во всех "грехах". Обещали опубликовать совсем немного, а дело весьма серьёзное и симптоматичное для нашего общества. Поэтому изложу мысли более подробно.

Уголовный кодекс РФ закрепляет презумпцию невиновности, согласно которой, в частности, во-первых, ни один человек не может быть назван виновным или преступников до вынесения решения суда, во-вторых, никто не обязан доказывать свою невиновность (напротив, органы следствия должны доказать виновность).

10 мая 2016 г. начало греметь дело учительницы начальных классов из Златоуста Челябинской области, обвинённой во ряде «смертных грехов». Во-первых, до решения суда нужно быть очень осторожными в оценках и домыслах. Единственная информация, которая у нас есть, предоставлена СМИ, а представленные в них данные очень фрагментарны и разрознены, вследствие чего недостаточны для установления объективной картины событий.

Во-вторых, говоря об очередной скандальной истории с педагогом, я настаиваю на расширении понимания презумпции невиновности. В отношении учителя нужно иметь в виду не только юридическую, но и моральную презумпцию невиновности: нужно в первую очередь исходить из того, что учителя хотят лучшего детям.

Давайте попробуем разобраться в деталях этой истории. Берём несколько новостных сообщений, выдаваемых поисковиком. В чём же обвиняют учительницу?

«Удлиняла занятия и сокращала перемены», – с каким учителем этого не бывает? Учителя не роботы, которые действуют секунда в секунду, равно как и ученики далеко не всегда вовремя приходят на уроки (хотя это их обязанность), а родители являются на родительские собрания.

«Давала первоклассникам домашние задания в виде письменных работ». А что, дети в первом классе не должны уметь писать? Письменных работ по какой дисциплине: по письму, чтению, окружающему миру (в начальной школе учителя ведь ведут много предметов)? Как, к примеру, можно на письме обойтись без письменных работ на дом?

«По результатам выполнения домашних заданий выставляла баллы, что запрещено приказом Минобрнауки России». Непонятно, что означает формулировка: «выставляла баллы»? Что имеется в виду: устная оценка по некоей балльной шкале, отметка в журнал или какая-то особая рейтинговая система в баллах? Все прекрасно знают: никакая работа не делается, если её не проверяют и не оценивают.

«Заставляла их заучивать сложные стихотворения». Интересно узнать, какие именно сложные стихотворения, и, главное, чьё компетентное мнение отнесло именно эти стихотворения к сложным. Сомневаюсь, что она заставляла учить детей «Облако в штанах» Маяковского или «Гамлета» Шекспира.

«Оставляла детей после уроков». Нужно радоваться, что учитель занимается с детьми после уроков, готов проводить с ними своё личное (не оплачиваемое) время.

Прокуратура утверждает, «классный руководитель не соблюдала этические нормы поведения, оказывала на учеников психологическое воздействие». Вообще воспитание – есть процесс взаимного воздействия двух людей, смысл школы – оказать такое воздействие на человека, чтобы сделать его Человеком. Поэтому ставить учителю в виду «оказание психологического воздействия на учеников» вообще не корректно.

«Грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления детей, несоблюдение этических норм», – вот это, действительно, серьёзно. Но это нужно доказать в суде. Чем это будет доказываться? Есть какие-то записи? А есть ли разрешение на ведение этих записей в образовательной организации, поставлена ли администрация в известность?

В общем, пока представленная информация у меня вызывает больше вопросов, чем ответов. Ситуация весьма серьёзная (речь идёт об уголовной ответственности и реальном сроке) и конфликтная. Я не могу с полной уверенностью ни выступить в защиту педагога, ни обвинять: деталей мы не знаем, а преподнести любые детали можно по-разному, в чём и упражняются СМИ, тянущиеся за сенсацией. Я переживаю за судьбу и учительницы, и за судьбу её учеников, но сама эта история в очередной раз настораживает и заставляет меня волноваться в первую очередь за всё наше общество.

Во-первых, учитель у нас теперь всегда во всём виноват. О каком там престиже педагогической профессии может идти речь?!! Я, конечно, не специалист по истории школьных скандалов последних 20 лет, но что-то я не упомню ни одной громкой истории, в которой школа бы добилась осуждения родителей за их неправомерные действия. А вы помните?

Во-вторых, любого работника можно поймать на несоблюдении мелочей. Задержался на 5 минут, не вовремя заполнил какую-то бумажку и т.д. Другой вопрос, если это дело систематическое, но здесь нужно знать детали. А если «прикапываться» к мелочам, то тогда в ответ последует «итальянская забастовка» – и учителя начнут предельно строго исполнять каждую закорючку своих обязанностей, превратившись из личностей в функционеров и оставив реальное обучение и воспитание исключительно родителям. Тогда на кого жаловаться? На самих себя?

Заканчивая о мелочах, к которым можно «прикапаться». Большинство бюрократических норм, регламентирующих мелочи, вообще не выполнимы в принципе. Самый яркий пример – нормы СанПиН, которые постоянно ужесточаются и становятся ещё более невыполнимыми. Даже школы, строящие по этим нормам, после их сдачи в эксплуатацию оказываются с точки зрения этих норм непригодными: то площадь класса не та, то краска не та, то лампы не так закреплены и т.д. И если решить привести все школы разом в полное соответствие этим нормам, то тогда все школы в России следует разом закрыть. И правильно: учителей всех уволим, тогда и гармония в обществе наступит: жаловаться-то станет не на кого!

В-третьих, у нас в обществе теперь все вопросы будут решаться через прокуратуру? Или можно как-то сесть и по-человечески поговорить, без сутяжничества, угроз, доказывания собственной «крутизны»?

В-четвёртых, родителям нужно подумать и об их ответственности за свои поступки. Кого они растят: людей, которые знают, куда вовремя «настучать», или людей, которые грамотно пишут, знают стихи и готовы усердно учиться? В обществе, состоящим на 90% из каких людей они сами хотели бы жить?

О себе
Фамилия
Мои наставники и любимые учителя
Научная работа
Мои достижения

Достижения моих учеников

История 

Обществознание

Самароведение

Материалы моих учеников

Уголок школьного юмора

Внеурочная деятельность «Исторические головоломки»

Школьные внеурочные мероприятия

Интеллектуальные игры

Марафон «Вехи истории»

Интегрированный проект «Честь имею»

Летняя многопрофильная школа «Пирамида»

 

Ассоциация на момент создания и сегодня
Ежегодные мероприятия САМП
Программа стажировок молодых педагогов
Взаимодействие с органами государственной власти, общественностью и СМИ
Деятельность САМП в 2013-2015 г.
Результаты работы. Наши партнёры
САМП в лицах
Неофициальная эмблема и гимн САМП

Образовательные стандарты:

Примерные программы:

Федеральный закон об образовании

Историко-культурный стандарт

Концепция Духонво-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 Об утверждении федерального перечня рекомендуемых учебников

Профессиональный стандарт педагога

ФГОС ООО

ФГОС С(П)ОО

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Вернуться к меню сайта